Войти в почту

Минск намерен заключить соглашение с Евросоюзом

Белоруссия намерена в ближайшее время заключить соглашение о сотрудничестве с Евросоюзом. Отсутствие подобного документа Минск считает препятствием для развития двусторонних отношений. Однако желание подписать договор мотивировано не столько экономикой, сколько политикой.

Дан приказ ему на Запад?
© Evgeny/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

О необходимости заключить базовое соглашение заявил глава белорусского правительства Сергей Румас на встрече с еврокомиссаром по бюджету и человеческим ресурсам Гюнтером Эттингером.

«Хотел бы услышать, что необходимо сделать для того, чтобы как можно скорее заключить базовое соглашение между Беларусью и ЕС, потому что такой правовой вакуум между соседями, конечно, контрпродуктивен для обеих сторон», — сказал Румас.

Одновременно премьер подчеркнул, что Минск ждёт от Брюсселя поддержки в деле вступления Белоруссии в ВТО и желает участвовать с ЕС в совместных экономических проектах. При этом он напомнил, что в последние годы Белоруссия наладила хорошие рабочие контакты с экономическими структурами Евросоюза, а Европейский инвестиционный банк недавно согласовал инвестиционные проекты на сумму 110 млн евро. В ответ Эттингер заметил, что отношения двух стран имеют положительную динамику и большой потенциал для развития.

«Мы всегда будем надёжным партнёром Европейского союза, и за белорусское направление (почти полторы тысячи километров) вы можете не беспокоиться», — в тот же день до встречи с Румасом заверил еврокомиссара белорусский президент Александр Лукашенко.

В желании Минска заключить договор о сотрудничестве с ЕС, на первый взгляд, нет ничего удивительного. Например, такой договор ещё в 1990-е заключили другие постсоветские республики, ныне входящие в организацию «Восточного партнёрства» (Грузия, Молдавия, Украина, Армения, Азербайджан и Белоруссия), а вот отношения Минска и Брюсселя до сих пор регулируются заключённым ещё в 1989-ом договором между СССР и Европейским экономическим сообществом, то есть устаревшим как с практической, так и с моральной точки зрения документом. Однако договор до последнего времени был рабочим, а его несколько устаревшие положения не мешали Минску активно развивать отношения с Европой. Более того, само по себе базовое соглашение о сотрудничестве предполагает лишь довольно абстрактные тезисы о готовности взаимодействовать по разным вопросам и не содержит значимых обязательств сторон. То есть вопрос о подписании договора и желание Белоруссии присоединиться к Всемирной торговой организации в большей степени имеет политический окрас.

Во-первых, сам по себе заложенный в основе ВТО принцип свободной торговли не всегда способствует развитию народного хозяйства, а в некоторых случаях способен погубить в той или иной стране целые отрасли. Во-вторых, как замечают эксперты, ВТО на сегодняшний день утратила актуальность: многие государства стали отходить от прежних договорённостей и начали активную протекционистскую политику. Начавшаяся торговая война между США и Китаем, а также введение американцами пошлин на некоторые европейские товары — тому наглядное подтверждение. Поэтому выиграет ли Белоруссия от вступления в ВТО — вопрос дискуссионный.

Но вполне возможно, что в Минске сейчас решили максимально политически сблизиться с Западом, готовясь в скором времени построить полностью независимую и самодостаточную экономику. Примечательно, что слова Румаса о соглашении с ЕС прозвучали практически сразу после беспрецедентно долгих трёхдневных переговоров Александра Лукашенко с российским коллегой Владимиром Путиным. Минску до сегодняшнего дня так и не удалось добиться от Москвы скидок на газ, сохранения возможности покупать в России нефть без пошлин и в дальнейшем продавать её Европе по большей цене. То есть если раньше Белоруссия могла рассчитывать на серьёзные финансовые вливания со стороны России, то сейчас самое время подумать, как обойтись без них, хотя тезис о сближении с ЕС Минск также может использовать для торга с Москвой.

Современная структура белорусского товарооборота показывает, что для строительства суверенной экономики Белоруссии объективно выгодно развивать отношения с Евросоюзом. По данным за 2018 год, на Россию и ЕС приходилось примерно по трети всего белорусского товарооборота. Однако до половины стоимости всех закупок в РФ составляют нефть и природный газ, а вот в Европе Минск покупает в основном высокотехнологичные товары. При этом белорусская сторона постоянно расширяет номенклатуру продукции, которую можно продать на Западе. Например, Белоруссия нашла покупателей на свои сельхозмашины в Германии, а белорусские программисты смогли в прошлом году заработать для своей страны более $1 млрд на продаже компьютерного софта для крупнейших американских и европейских корпораций.

При этом при строительстве взаимоотношений с Западом у Белоруссии есть и весомый политический козырь. До недавнего времени Минск пытался получить экономические преференции от Москвы в обмен на заверения о дружбе. Но в последнее время российская сторона настаивает на том, чтобы перевести двусторонние отношения на взаимовыгодную экономическую основу. В то же время, с геополитической точки зрения Запад заинтересован в том, чтобы связи между Россией и Белоруссией были менее крепкими. И, по всей видимости, Лукашенко смог угадать настроения своих западных партнёров. Неожиданные кадровые перестановки в правительстве, проведённые в августе прошлого года, хорошо это показали. Председателем правительства стал Сергей Румас, которого многие эксперты считают проевропейским политиком, а одним из немногих, кто сохранил за собой пост, стал глава МИД Владимир Макей — он не скрывает, что сделал развитие отношений с Западом приоритетом своей работы.