Войти в почту

О чём договариваются Трамп и Мадуро

Двоевластие в Венесуэле, похоже, продолжается несколько дольше, чем этого ожидали в США. Несмотря на ультиматумы Вашингтона, большинство институтов государства по-прежнему контролируются Николасом Мадуро. В то же время, период политической турбулентности, накладывающийся на и без того непростую ситуацию в стране, невыгоден частично потерявшему легитимность режиму — Мадуро уже заявлял, что ведёт закулисные переговоры с США и готов встретиться с американским президентом. И хотя хозяин Белого дома практически с порога отверг это предложение, он известен своей манерой неожиданно менять «внешнеполитический гнев» на «внешнеполитическую милость».

«Нацистский характер» против «кубинской марионетки»

Военнослужащие армии Венесуэлы ответят Дональду Трампу словами «мораль», «правда» и «единство», — так Николас Мадуро прокомментировал очередное обращение главы Белого дома к военным Боливарианской республики (цитата по сообщению испанского агентства EFE). Американский президент «ведёт себя так, как будто он — хозяин Венесуэлы, а венесуэльский народ — его рабы», а его речь выдержана «во вполне нацистском духе», подытожил Мадуро.

Накануне Трамп, выступая перед сторонниками в Майами, среди которых было немало кубинских и венесуэльских эмигрантов, обратился к бойцам Боливарианской республики и призвал их отказаться от поддержки «кубинской марионетки» Мадуро. Президент США напомнил о предложенной Хуаном Гуайдо амнистии, которая позволит «прожить свою жизнь в мире со своими семьями».

«Если вы выберете этот путь, у вас появится возможность помочь создать безопасное и благополучное будущее для всего народа Венесуэлы. Вы можете выбрать второй путь, продолжая поддерживать Мадуро, но потеряете всё», — добавил хозяин Белого дома.

С одной стороны, речь Трампа перед избирателями имела внутриполитический посыл, отмечает агентство Reuters: президент-республиканец таким образом пытается заручиться поддержкой латиноамериканских избирателей штата Флорида, большинство из которых не видит причин симпатизировать коммунистам, а также — «уколоть» своих политических оппонентов из Демократической партии — президент часто обвиняет их в симпатиях к социализму и коммунизму. С другой стороны, несмотря на многочисленные обращения и обещания Гуайдо и Трампа, массовый переход венесуэльских военных на сторону оппозиции до сих пор кажется маловероятным, считает Reuters, «поскольку многие венесуэльские офицеры получают большую выгоду от коррупции и незаконного оборота наркотиков».

Без «Б»

Все прогнозы относительно дальнейшего развития ситуации в Венесуэле делались американскими экспертами и политиками, исходя из того, что после признания Гуайдо США и их союзниками, режим Мадуро будет свергнут в относительно короткий срок, указывает The Wall Street Journal. Сейчас, когда главе Венесуэлы удаётся сохранять контроль за ключевыми государственными институтами, ситуация выходит из-под контроля — в США, вероятно, не предусмотрен «план Б». «Чем дольше Мадуро сохраняет власть, тем выше вероятность того, что долго будет иметь место патовая ситуация, это повышает риски ожесточённой конфронтации и кризиса в регионе», — считают журналисты издания. «Призывать солдат немедленно присягать на верность новому президенту Хуану Гуайдо, вероятно, было ошибкой — за последние 20 лет ВС стали придатком правящей социалистической партии, а оппозиция только сейчас начала пытаться выстраивать с ними диалог», пишет агентство Bloomberg.

Помимо введения экономических санкций и попыток склонить к мятежу и дезертирству венесуэльских военнослужащих, США и их союзники используют гуманитарную помощь в качестве инструмента давления на Каракас. 22 февраля в колумбийском городе Кукута на границе с Венесуэлой должен состояться благотворительный концерт. Спонсор мероприятия — британский бизнесмен, основатель компании Virgin Group сэр Ричард Чарльз Николас Брэнсон. Как заявил сам инвестор, организовать мероприятие его попросили Хуан Гуайдо и венесуэльский оппозиционный лидер, экономист Леопольдо Лопес Мендоса. Цель концерта, в котором примут участие латиноамериканские музыкальные (Карлос Вивес, Хуан Луис Гера и другие) — собрать $100 млн, передать деньги венесуэльским обездоленным и «открыть границу для того, чтобы эта и другая гуманитарная помощь могла поступить в Венесуэлу». Именно в Кукуте сейчас сосредоточены фуры с гумпомощью, которую режим Мадуро отказывается пропускать в страну. По мнению его представителей, большая часть груза — это оружие и боеприпасы для организации мятежа в стране.

Министр информации Венесуэлы Хорхе Родригес заявил, что правительство Мадуро собирается ответить на мероприятие Брэнсона — устроить два концерта на мосту Симона Боливара под лозунгом «Нет войне, руки прочь от Венесуэлы» и организовать раздачу еды неимущим. В свою очередь, 20 февраля в Венесуэлу будет доставлено 300 тонн гумпомощи из России. Как утверждает Мадуро, речь идёт о еде и медикаментах.

В то же время, 14 февраля в интервью The Associated Press Мадуро рассказал о закулисных переговорах, ведущихся с американскими дипломатами. По его словам, глава МИД Боливарианской республики Хорхе Арреаса дважды ездил в Нью-Йорк для встреч со спецпредставителем США по Венесуэле Элиотом Абрамсом. Пока в США продолжают заявлять о том, что не рассматривают Николаса Мадуро в качестве легитимного президента Венесуэлы, с которым можно вести переговоры. Но, как известно, фирменным дипломатическим стилем Трампа, опробованным в диалоге с Северной Кореей, стали резкие переходы от ультимативных заявлений к конструктивному диалогу.

Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий:

Дональд Трамп действительно может начать с угроз войной, а затем перейти к спокойному диалогу. Так было в случае с КНДР, где Трамп вдруг из резкого критика превратился в адвоката Ким Чен Ына, доказывающего, что северокорейскому лидеру можно доверять. Но в случае с Венесуэлой Трамп и другие западные лидеры уже признали Гуайдо президентом. Если завтра в Вашингтоне вдруг заявят, что вот у нас есть Мадуро, мы ему доверяем, он обещал когда-нибудь установить в своей стране демократию и свободу слова, и давайте дадим ему ещё один шанс, то это будет мощнейший репутационный удар по США и Трампу. В КНДР нет конкретных экономических интересов представителей политической и деловой элиты США, а в случае с Венесуэлой за атаками на Мадуро стоят влиятельные республиканцы. В частности, свержения Мадуро активно добивается сенатор Марко Рубио. Если американцы и готовы к каким-либо переговорам по венесуэльскому треку, то только касаемо вопроса об уходе Мадуро и предоставлении каких-либо гарантий ему и его окружению. Для США это вполне реально, поскольку в Вашингтоне не хотят воевать. Демократы в Конгрессе не скрывают своего скептического отношения к военной операции, да и сам Трамп негативно относится к военным авантюрам с неопределённым результатом. Но это не уровень открытых и прямых переговоров между Мадуро и Трампом, если что-то и обсуждается, то не публично.