Войти в почту

Литва стала вотчиной китайской разведки

Департамент госбезопасности (ДГБ) Литвы в последнем ежегодном отчёте назвал деятельность китайской разведки в стране одной из главных угроз . По мнению аналитиков ведомства, Поднебесная преследует в стране широкий спектр целей — от получения информации об общественных настроениях до корректировки внешней политики Вильнюса. В то же время общая практика Китая по сбору данных в Европе заставляет усомниться в выводах литовских спецслужб.

Когда Литва успела стать вотчиной китайской разведки?
© MOD Russia/Twitter.com/Global Look Press

Согласно документу, выпущенному ДГБ Литвы, в государстве сегодня действуют министерство госбезопасности КНР и директорат военной разведки. По мнению контрразведчиков, Китай интересуется состоянием экономики государства, его оборонного сектора, внутриполитической ситуацией и общественным мнением относительно совместных проектов с Пекином. Другая задача китайской разведки — добиться, чтобы Литва не поддерживала независимость Тайваня и Тибета и не поднимала эти вопросы на международной арене. Ещё одна цель спецслужб этой азиатской страны — сбор информации о работе структур ЕС и НАТО, куда входит Литва. Для вербовки своих агентов среди местного населения, китайские разведчики, как говорится в отчёте, подкупают граждан страны подарками и оплаченными поездками в Китай.

На первый взгляд, выводы ДГБ кажутся весьма убедительными. Китай наращивает экономическую экспансию в Европе, стремится играть всё большую роль на международной арене, вовлекает страны Старого Света в свой проект «Одного пояса и пути» по строительству транспортных коридоров для движения китайских товаров по миру. Более того, с 2012 года по инициативе Пекина действует новый формат взаимодействия КНР со странами Центральной и Восточной Европы «16+1» (Китай плюс Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Латвия, Литва, Венгрия, Македония, Черногория, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения). В этих условиях получение точной и объективной информации о странах-партнёрах выглядит для Китая жизненно необходимым.

Не может не тревожить Пекин также заигрывания литовских политиков с изгнанным из Китая далай-ламой. Духовный лидер Тибета посещал Литву четыре раза, последний раз — в прошлом году. По некоторым сведениям, далай-лама установил хорошие контакты с лидерами правоконсервативного «Союзом Отечества — Христианскими демократами Литвы».

Правдоподобной выглядит и информация о способах вербовки китайской разведкой сторонников. Поднебесная постоянно проводит пресс-туры в КНР для журналистов из разных стран, во время которых местные чиновники и гиды стараются показать лучшие достижения реформ за последние годы. На экскурсии и даже учебные стажировки ездят чиновники, активисты политических партий, популярные блогеры. При этом всех гостей обычно селят в лучшие гостиницы и водят в лучшие рестораны.

В то же время, в версии ДГБ Литвы видны некоторые несостыковки. Китайские спецслужбы наибольшую активность проявляют в тех странах, с которыми есть масштабные инвестиционные проекты. Их интересуют прежде всего новейшие технологии. Поэтому недаром в мировых СМИ постоянно появляется информация о китайском техническом шпионаже. Для получения необходимых сведений китайская разведка работает с профессорами университетов, аспирантами и просто способными студентами. Другим способом добычи информации для китайской разведки могут быть хакерские атаки, в которых часто обвиняют КНР.

Наибольшую активность Пекин логично проявляет в США, из-за чего президент Соединённых Штатов Дональд Трамп даже был вынужден официально объявить об угрозе со стороны китайских разведчиков и ограничить американским высокотехнологическим компаниям сотрудничество с фирмами из КНР. В странах Западной Европы тоже постоянно вспыхивают скандалы, связанные с атакой китайских программистов на серверы промышленных корпораций. Чаще всего атакуют компании из Великобритании, Германии и Франции. Интерес представляют и другие высокоразвитые государства. Так, в конце 2018 года норвежская фирма по производству программного обеспечения Visma рассказала, что подверглась атаке хакеров из КНР, входящих в подконтрольную МГБ Китая группу Cloudhopper.

Помимо технического шпионажа китайская разведка пытается во многих странах формировать сеть сторонников для сбора общей информации. Для этого часто используются популярные соцсети. Например, в декабре прошлого года Федеральная служба защиты конституции ФРГ заявила, что около 10 тысяч немецких граждан стали целью китайских разведчиков. По данным ведомства, в соцсети для профессионалов LinkedIn китайские спецслужбы под мнимым аккаунтом молодой женщины пытались установить контакты с сотрудниками государственных органов, дипломатами и депутатами парламента.

Однако страны Восточной и Центральной Европы не представляют такого же интереса, как государства Западной Европы. В 2017 году товарооборот Китая со всеми странами ЕС составил около $500 млрд, а вот торговля со всеми европейскими государствами группы «16+1» достигла менее $60 млрд. Если говорить про Литву, то вся торговля с Поднебесной ограничена суммой в $1 млрд. При этом прямые инвестиции Китая в литовскую экономику с 2000 года составили всего 33 млневро. На фоне намерений Пекина довести суммарный объём зарубежных инвестиций до $1,25 трлн, вложения в Литву составили ничтожную сумму. Это при том, что за тот же период вложения литовского бизнеса в китайскую экономику составили 44,5 млневро. Эксперты замечают, что китайская разведка обычно активна там, где Пекин держит большие деньги, а развивать бурную деятельность в Литве не имеет смысла.

Сомнительным также выглядит тезис о желании Китая получить на территории Литвы доступ к секретным документам ЕС и НАТО. Для этого Поднебесная давно налаживает сеть информаторов в Бельгии. По данным Брюссельского центра стратегических разработок, в городе расположения Европарламента и штаб-квартиры НАТО действует широкая разведывательная сеть, подчиняющаяся МГБ КНР. Правда, даже в Бельгии, как рассказал несколько лет назад журналистам главный администратор Европейского центра безопасности стратегической разведки Клод Моник, главной целью китайской разведки стали «все отрасли промышленности с высоким уровнем научных исследований и высокой прибыльностью». В качестве отраслей, к которым китайцы проявляют наибольший интерес, Клод Моник упомянул фармацевтику, авиацию, космос и телекоммуникации.

Не кажется убедительным и утверждение литовских спецслужб, что Пекин пытается не допустить, чтобы Вильнюс признал независимость Тибета и Тайваня. Во-первых, роль Литвы на международной арене откровенно невелика. Но главное, что руководство Литвы сегодня всячески старается привлечь китайские инвестиции, а потому не будет делать шагов, которые поставят жирный крест на взаимоотношениях с Поднебесной. На встрече с председателем КНР Си Цзиньпином в ноябре прошлого года президент Литвы Даля Грибаускайте не жалела красок, когда публично восхищалась успехами китайской экономики и говорила о двустороннем сотрудничестве.

Специалисты по китайским инвестициям замечают, что в странах Центральной и Восточной Европы Китай ведёт себя примерно также, как в государствах Африки. Он обещает многомиллиардные инвестиции и рисует радужные перспективы всестороннего сотрудничества, но главный интерес Пекина — это строительство объектов инфраструктуры проекта «Одного пояса и пути». Литва нужна КНР как страна, имеющая выход в Балтийское море. По задумке Пекина, она должна стать перевалочным пунктом для китайских товаров, следующих на ёмкий рынок Западной Европы.