Войти в почту

Как Малайзия провела модернизацию для избранных

Малайзию часто называют одним из «азиатских новых тигров» — страной, которая в короткий срок смогла серьёзно повысить уровень жизни населения, перейти от преимущественно аграрной основы народного хозяйства к промышленной и постиндустриальной. Отцом малазийского чуда считают нынешнего премьер-министра Малайзии, 93-летнего Махатхира Мохамада. Он был премьером с 1981 по 2003 годы, приложил много усилий для преобразования страны, но весной этого года вновь, через 15 лет, был избран руководить страной.

Малайзия: модернизация для избранных
© Faris Hadziq/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Однако недавно Махатхир Мохамад прямо указал на то, что этническим малайцам для достижения успеха надо больше работать и брать пример «с иностранцев и представителей других национальностей страны». Фактически он признал, что модернизация, которую ставили в пример другим, так и не была осуществлена в стране в должной мере — в Малайзии до сих пор не сформировалась единая гражданская нация, а общество разделено на национальности и расы. Какова суть проведённых реформ — в материале корреспондента News.ru из Джорджтауна, столицы малайзийского острова и штата Пенанг.

Китайская элита

По официальной статистике, около 70% населения Малайзии составляют малайцы, около 20% этнические китайцы и примерно 10% — потомки выходцев из Индии. Сразу бросается в глаза тот факт, что эти три основные этнические группы практически не связаны между собой, имеют разные ценности и вообще живут каждая по-своему. Исповедуют они и разные религии: малайцы — ислам, индийцы — индуизм, а среди китайцев много атеистов, хотя в последнее время они обратили внимание на христианство и строят всё больше католических костёлов и протестантских молельных домов.

По местным законам, малайцы имеют преимущество при поступлении в университеты и устройстве на работу, особенно в государственные учреждения — это некая «благодарность» представителей других народов за предоставление гражданства. Неудивительно, что подавляющее большинство полицейских, военных, пограничников и таможенников — малайской национальности. В положенное время на работе они совершают намаз, сотрудники-женщины носят на голове платки, но на границе не стесняются брать взятки. Наш водитель автобуса предупредил, что при пересечении границы каждый турист должен отдать два рингита (примерно 30 рублей) — сумма небольшая, но если не заплатить, автобус в поисках запрещённых к провозу предметов могут неспешно обыскивать полдня.

Иная ситуация в бизнесе. Здесь доминируют китайцы, воспитанные атеизмом, протестантской этикой или католической верой. Почти все рестораны, гостиницы, фабрики в Джорджтауне с населением в 700 тысяч человек, принадлежат выходцам из КНР. Вывески и объявления сделаны на китайском и английском языках, — чтобы понимали многочисленные туристы. Дублировать надписи на государственном малайском выходцы из Поднебесной просто не считают нужным. Малайцев работать на свои предприятия берут нечасто, и если речь идёт о ресторане, то редко доверяют даже должность официанта, разрешая обычно только мыть туалеты и разгружать товар. С национальными и религиозными традициями коренного народа китайцы тоже не считаются. Рядом с мечетями, откуда идут с молитвы малайцы, работают китайские клубы с громкой музыкой, алкоголем, проститутками и блюдами из свинины. Не стоит и говорить, что одеваются китайцы в формально мусульманской стране достаточно свободно: многие женщины носят короткие юбки и платья ярких цветов, фактически бросая вызов закрытым нарядам мусульманок.

Роли наций в бизнесе сказываются и на материальном благосостоянии их представителей. Китайцы обычно ездят на дорогих машинах, живут в удобных домах или квартирах в небоскрёбах, которые очень похожи на те, что возводятся в последние годы в КНР. А малайцы передвигаются на небольших машинах или мотороллерах, живут преимущественно в тесных малоэтажных домах, которые почему-то спроектированы так, что некоторые комнаты не имеют окон. Мне пришлось остановиться в гостинице, построенной малайцами, — все номера там тесные, без окон и напоминают тюремные камеры.

Отдельную категорию составляют выходцы из Индии. На острове Пенанг много индуистских храмов, заполненных в вечерние часы службы. Индийцы отличаются повышенной религиозностью, часто ходят в традиционных одеждах. В квартале Джорджтауна, который так и называется «Маленькая Индия», магазины продают в основном сари и блестящие металлические украшения «под золото и бриллианты». Бижутерия пользуется у обитателей квартала большой популярностью. Туристу же сразу становится понятно, почему на фотографиях индийских женщин в журналах про путешествия столько «золота», тогда как Индия считается одной из самых бедных стран мира. Большим успехом пользуются также палатки, где продаются диски с индийскими художественными кинофильмами. Для завлечения клиентов в этих торговых точках из динамиков на полную громкость звучат колоритные мелодии. Как и везде в Азии, в «Маленькой Индии» много людей в уличных кафе, но в отличие от китайских заведений, которые похожи по меню и сервису на европейские, в индийских готовят только традиционные блюда, а посетители предпочитают есть руками.

Жилище индийцев часто похоже на полуразваленные грязные хибары, где между собой делят жалкие квадратные метры члены многочисленной семьи. Если малайцы могут выжить как-то за счёт госслужбы, а китайцы благодаря бизнесу, то как зарабатывают себе на хлеб индийцы, остается только гадать. Их можно иногда увидеть на стройках (узнаваемы по характерным пятнышкам на лбах, означающим совершение молитвы), но у меня сложилось впечатление, что индийцы-мужчин предпочитают просто сидеть и спать на тротуарах или заниматься попрошайничеством.

Кому нужен ритм модернизации

Представители разных народов в Малайзии и держатся по-разному. Китайцы приветливы, готовы прийти на помощь туристу, подсказать дорогу или просто пожелать хорошего дня. При этом ходят они уверенно и с прямой спиной, одеваются по западной моде, многие имеют спортивное телосложение. Молодые люди одним из приоритетов в жизни рассматривают получение хорошего образования и материальный успех. Чтобы добиться задуманного, они готовы много работать и подчиняться дисциплине трудового коллектива.

Малайцы, напротив, неторопливы. Свои кафе на пляже открывают в полдень, когда часть отдыхающих уже уходит домой. Многие представители титульного народа грузны и любят поесть даже во время работы. Скажем, в турбюро менеджер не будет заниматься вами, пока не закончит трапезу, а пограничники умело совмещают проверку документов и простановку штампов с поеданием риса. При встрече с гостями европейской внешности считают долгом поклониться и сказать с жутким акцентом: «Халлоу, мистер».

Пиетет к иностранцам испытывают и индийцы. Принадлежность своих соплеменников к той или иной касте (которые формально отменены, но продолжают существовать в сознании людей) часто определяют по внешности: чем светлее кожа, тем выше положение в негласной иерархии. Поэтому люди европейской внешности у многих вызывают неподдельный восторг. Индийцы, как и малайцы, также предпочитают размеренный образ жизни — в приоритете у них выполнение религиозных обрядов, потребление пищи и прослушивание национальной музыки.

Из личных ощущений — Малайзия действительно прошла модернизацию. Только она оказалась выборочной и коснулась не столько коренного населения, сколько живущих в стране китайцев, которые считают своей исторической родиной не Малайзию, а именно Китай. Тем же, кто говорит о возможности перенесения малайзийского опыта на Россию, хочется заметить — это пустые разговоры. Если только такие мечтатели не рассчитывают на китайский фактор как драйвер роста экономики собственной страны.