РИА Новости 11 июля 2017

Как советский студент возглавил поход буддистов против джихада

МОСКВА, 11 июл — РИА Новости, Игорь Гашков. Столкновения на религиозной почве омрачают жизнь не только Ближнего Востока и Европы. В Южной Азии те же вызовы: терроризм, международные преступные сети, нелегальная миграция. РИА Новости удалось поговорить с лидером радикальных буддистов Шри-Ланки, призывающих к созданию «буддийского интернационала» против «глобального джихада». Как выяснилось, доктор Диланте Витанаге хорошо говорит по-русски, потому что учился на инженера в СССР.
Главный исполнительный директор «Боду Бала Сена» Dilanthe Withanage
Будда учил защищаться
После возвращения из Советского Союза Витанаге защитил диссертацию, а потом стал одним из руководителей движения «Буддийская сила». «Существует такая тенденция: люди отказывают от буддийской религии за деньги. А финансирование приходит из стран Персидского залива. За всем этим — бедность. Но можно подойти и с другой стороны. Многие из мусульман сами живут в бедности, и мы не против мусульман как таковых. При этом неимущие приверженцы ислама легко подпадают под воздействие ваххабитской пропаганды, бедность — питательная среда для религиозного радикализма», — говорит Витанаге.
По словам буддиста, социальная неустроенность толкает мусульман к миграции в другие страны, результатом чего стал «гуманитарный кризис рохинджья» в Мьянме. Одни эксперты считают рохинджья этнической группой мусульман, другие уверены, что они — просто совокупность исповедующих ислам мигрантов. Миллион сто тысяч рохинджья живут в Мьянме, не имея ее гражданства, и никакого гражданства вообще. В 2012 году в стране вспыхнули столкновения между мусульманами и буддистами, обернувшиеся массовыми убийствами. «Случай рохинджья — это мусульманская оккупация. Они — нелегальные мигранты. Глобально мы, буддисты, являемся меньшинством, мы должны защищать себя», — говорит Витанаге.
В 2014 году мьянманские и шри-ланкийские радикальные буддисты объявили о союзе, направленном против глобального джихада. На Шри-Ланку из Индокитая прибыл ожесточившийся против мусульман проповедник Ашин Вирату. Единоверцы Вирату добились того, чтобы номер журнала Time с нелицеприятной статьей про религиозного лидера был изъят из продажи — там его сравнивали с Бен Ладеном. «Буддистов следует защищать во всем мире, мы находимся под угрозой со стороны джихадистских групп, терпение наших единоверцев принимают за слабость. И вот результат: буддийские храмы разрушают. Идет джихад против буддийских монахов», — заявил проповедник. «Мы против мультикультурности, — вторил Вирату один из лидеров „Буддийской силы“ Кирим Вималаджоти. — Шри Ланка — не мультикультурная страна, это государство буддистов из народа сингалов».
"Законы о защите религии и расы"
Во многих чертах буддийские радикалы, объявившие своей целью сдерживание ислама, напоминают европейских ультраправых. Как их западные единомышленники, сторонники Витанаге уверены, что мусульманское население растет в Азии опережающими темпами. В 2015 году точку зрения радикалов поддержали депутаты парламента Мьянмы. Народные избранники одобрили четыре скандальных закона «о защите расы и религии», один из которых направлен на то, чтобы помешать женщинам рожать чаще, чем раз в 36 месяцев.
В мотивационной части документа депутаты ссылаются на оценки Всемирной организации здравоохранения, согласно которым слишком частые роды вредят здоровью слабого пола. И сразу же в тексте упоминаются «мигранты». Рождаемость среди рохинджья, живущих в палаточных лагерях, действительно сильно превышает мьянманскую. Буддийские радикалы уверены: страна со временем может стать мусульманской, и этому следует помешать. Международные правозащитные организации, осознав подоплеку закона, заявили, что возмущены его принятием.
Антиисламские предрассудки буддистов отражает закон о запрете межрелигиозных браков. Принятый в общем пакете, он ставит препоны против перехода из одной религии в другую, и более конкретно — из буддизма в ислам. Желающие отказаться от веры в нирвану обязаны будут теперь предстать перед специализированной комиссией, чтобы объяснить причины своего поступка, а та решит, можно ли назвать их оправданными или нет. Буддийские радикалы считают, что такая мера необходима, потому что мусульмане якобы принуждают своих жен к принятию ислама.
Последствия столкновений между буддистами и мусульманами в Мьянме
Не такой и мирный буддизм
Одна из причин обостряющихся столкновений между мусульманами и буддистами в Юго-восточной Азии — традиции насилия, как ни парадоксально, существующие в самой «мирной из религий». Священный текст цейлонских буддистов «Махавамса» содержит призывы к расправам с иноверцами. Готовность отстаивать свои интересы в боях буддисты Шри-Ланки подтвердили делом. С 1983 по 2009 годы в стране продолжалась война между буддистами и индуистами-тамилами, в которой первые одержали победу.
По мнению Витанаге, в результате затяжного столкновения выгоду извлекли мусульманские торговые круги на острове. «За время войны они приобрели еще больше земель, еще больше политической власти, больше влияния на исполнительную власть и на СМИ», — говорит руководитель «Буддийской силы». Сегодня он выступает против кампании по халяльной сертификации пищевых продуктов, которую некоторые его единомышленники называют «подготовкой к введению шариата».
Витанаге считает, что противостояние между буддистами и индуистами на Шри-Ланке привело к тому, что место мусульманам уступили и те, и другие. «Индуистов-тамилов вытеснили из бизнеса, вина возлагалась на буддистов», — говорит глава «Буддистской силы».
Комментарии
Читайте также
Литва переименовала Грузию
В Луганске прогремел взрыв рядом с патрулями ОБСЕ
5
Белый дом объявил о возврате КНДР к жесткой позиции
1
В Нагорном Карабахе погиб военный