Войти в почту

Игры архитектурного разума: Фрэнк Ллойд Райт и его безграничное воображение

НЬЮ-ЙОРК, 28 июня. /ТАСС/. Дома-купола с причудливыми антеннами, изящные пролеты мостов над рекой, башни-шпили до самых облаков, дискообразные аппараты, взмывающие в небо над огромными городскими парками... Такими представлял себе в 1958 году города будущего Фрэнк Ллойд Райт (1867–1959), которого по праву считают самым знаменитым архитектором Америки 20-го столетия. Его чертежи, наброски, эскизы, модели зданий, возведенных по его проектам, представлены на открывшейся в Нью-Йорке выставке. Творческое наследство Райта огромно: в его архиве, принадлежащем Музею современного искусства и Колумбийскому университету, хранятся более 500 тыс. страниц различных документов. Как отметил в беседе с корреспондентом ТАСС профессор истории и археологии Колумбийского университета Барри Бергдолл, занимающий должность одного из кураторов отдела архитектуры Музея современного искусства, за свою жизнь Райт создал около тысячи архитектурных проектов, и 532 из них были реализованы. "Это очень высокий показатель, — подчеркнул специалист. — У Райта была воплощена почти половина замыслов, в то время как у других архитекторов осуществлялся один проект из 10–12". Небоскреб высотой в милю Такой успех, по словам Бергдолла, зависел как от результатов архитектурных конкурсов, так и от смелости архитектурных решений. Одной из самых смелых для своего времени была идея Райта возвести небоскреб высотой в милю (1600 метров). Он представил ее на пресс-конференции в Чикаго в 1956 году. Это была чистая "игра разума" — у Райта не было заказчика на такое здание. Тем не менее он серьезно занимался концепцией возведения сверхвысоких зданий, призванных радикально изменить городскую среду. Первые такие проекты Райта относились к 1927–1929 годам, когда он предложил новаторский проект небоскреба на юге Манхэттена, где отдельные секции этажей должны были монтироваться на одностолбчатую центральную опору. По мнению Бергдолла, с этим проектом Райт на много десятилетий опередил свое время. "Я сам работал над проектами создания высотных зданий, — отметил профессор. — И считаю, что такие проекты исключительно важны и ценны именно с точки зрения перспектив". Даже при нынешних технологиях, пояснил он, такой проект не удалось бы воплотить в металле и бетоне. Ведь самое высокое здание мира — "Бурдж-Халифа" высотой 828 метров — вполовину ниже, чем "небоскреб мечты" Райта. "Стоит отметить, что Фрэнк Ллойд Райт использовал свои проекты еще и как средство влияния на общественное мнение, — добавил Бергдолл. — Проще говоря, это был рекламный ход. Он пытался застолбить за собой место в истории, выдвигая проекты, казавшиеся для некоторых его современников странными и нереализуемыми". Гостиница "на краю" и суперпланетарий Именно к этой категории относится разработанный Райтом в 1948 году проект строительства гостиницы в штате Аризона. Место под него он подобрал крайне необычное — самый край гигантского каньона. "Гостиница метеоритного кратера" (Meteor Crater Inn) должна была слегка нависать над обрывом, что, по замыслу архитектора, добавило бы ей привлекательности среди туристов. Столь же нетривиальным был и проект 1924–1925 годов, предусматривавший создание на вершине горы Шугарлоаф в штате Мэриленд циклопического сооружения, внешне напоминающего приземистую многоэтажную башню-зиккурат, на вершину которой можно было бы въехать по широкому спиральному пандусу. Владелец участка земли на горе Шугарлоаф — чикагский бизнесмен Гордон Стронг — хотел создать курорт примерно в часе езды от Вашингтона, и для привлечения туристов ему нужен был крайне необычный проект. На вершине здания, под гигантским куполом, Райт предложил создать планетарий. "Я предлагаю вам увенчать вершину горы впечатляющим сооружением, выдержанном в архаичном стиле", — обращался архитектор к заказчику. Однако проект был отвергнут по, казалось бы, второстепенной причине: заказчик настаивал на том, чтобы в циклопическом здании были предусмотрены места для парковок машин туристов. Дом "для всех" Однако были у Райта и другие, более приземленные проекты, например в Дейлсберге (штат Вирджиния), где он "вписывал" дома в местность, решая при этом непростую задачу — как учесть интересы общественности и частных владельцев недвижимости. "Одна из его идей как раз и состояла в том, чтобы сделать обычный дом уютным для "средней" американской семьи, — отметил Бергдолл. — В частности, в 1932 году, в разгар Великой депрессии Райта увлекла идея создания проекта "Маленькой семейной фермы" с участками земли от 0,4 до 2 гектаров. По плану Райта, обитатели этих ферм могли выделять часть земельных угодий под посевы тех культур, которые пользуются спросом, а на остальных землях заниматься садоводством и огородничеством и поставлять свою продукцию на рынки в больших городах. По словам Бергдолла, этот проект "децентрализованного расселения в сельской местности" архитектор развивал и рекламировал вплоть до 1958 года, когда начался процесс перемещения населения из центральных районов больших городов в пригородные зоны. Отель, уцелевший при Великом землетрясении Райт пытался объединить два совершенно разных архитектурных стиля — американский и японский — в проекте отеля "Империал" в Токио. Эта мысль, по словам Бергдолла, зародилась у архитектора в 1893 году, когда он ознакомился с японским павильоном на Всемирной выставке в Чикаго. В 1905 году он побывал в Японии, подробно изучал дворцовую архитектуру и к 1913 году предложил проект строительства здания рядом с императорским дворцом. К 1923 году "Империал" был построен, и, как подчеркнул Бергдолл, "в нем органически сочетались западный стиль и японская садовая архитектура". Весьма показательно то, что здание уцелело при Великом землетрясении Канто магнитудой 8,3, которое 1 сентября 1923 года разрушило большую часть Токио. "Империал" простоял во всем своем великолепии вплоть до зимы 1967 года, когда отель был снесен в рамках проекта реновации центрального района японской столицы. По словам Бергдолла, "Империал" — самая важная из всех работ Райта, реализованных за пределами США, — "уцелел при мощном землетрясении, но поддался ударам чугунным шаром при демонтаже". Поездка в Советский Союз "Фрэнк Ллойд Райт ездил в Россию в 1937 году, — отметил Бергдолл. — И он был просто потрясен тем, что там увидел. Конечно, для консервативного по духу общества в США было странно, что он не был критически настроен в отношении Советской России. Но на него очень большое впечатление произвели эксперименты в промышленности и в сельском хозяйстве. Он был рад побывать там, но каких-то специальных проектов для России он не рассматривал". Города, у которых названия нет... Все творческое наследие Райта свидетельствует о том, что он заглядывал далеко в будущее, во времена, когда появятся материалы, пригодные для строительства его фантастических высотных конструкций. "Не думаю, что воображение Фрэнка Ллойда Райта имело какие-либо пределы, — отметил Бергдолл. — Он всегда стремился выжать максимум из всего — из идей и из строительных материалов. Никто ведь не думал, что задуманный им небоскреб высотой в милю когда-либо будет построен, а сейчас мы видим, как проекты таких зданий разрабатываются с использованием сверхмощных компьютеров. Его воображение не знало покоя, он продолжал экспериментировать с идеями и строительными материалами. Для того, чтобы действовать таким образом, нужно было быть человеком с безграничным воображением и неиссякаемой энергией". Игорь Борисенко

Игры архитектурного разума: Фрэнк Ллойд Райт и его безграничное воображение
© ТАСС