Ещё
В ДНР резко осадили амбиции Украины
В ДНР резко осадили амбиции Украины
В мире
На Украине рассказали о переговорах Трампа и Зеленского
На Украине рассказали о переговорах Трампа и Зеленского
В мире
Раскрыты подробности о новых войсках США
Раскрыты подробности о новых войсках США
Армия
Журналистов из России не пустили на Украину
Журналистов из России не пустили на Украину
Общество

Год после теракта в Актюбинске: итоги борьбы с терроризмом в Казахстане 

Год после теракта в Актюбинске: итоги борьбы с терроризмом в Казахстане
Фото: ИА Regnum
В массовом сознании борьба с террористами ассоциируется с бравыми спецназовцами, на крайний случай — со следователями и аналитиками. На самом деле, очень многое тут зависит от совсем, кажется, обыденных вещей: качества институтов, развития местного бизнеса, занятости, культурного досуга и так далее. Потому что спецназ — это на самом деле показатель проигрыша государственной машины: значит, допустили, не выявили, не провели профилактику, не взяли на стадии подготовки, и все пришлось исправлять силовым способом.
В начале июня 2016 году был поражен террористическим актом в Актюбинской области, когда 25 террористов сначала напали на оружейные магазины, а потом на часть Национальной гвардии. Это был первый террористический акт с 2012 года, но надо помнить, что волна терактов 2011—2012 годов тоже началась с Актюбинской области — когда 17 мая Рахимжан Махатов организовал взрыв в здании областного департамента Комитета национальной безопасности, а в июле в Темирском районе в селе Шубарши проводилась спецоперация против убивших полицейских исламистов. Как говорят эксперты в кулуарах, в Актюбинской области с «гастролями» когда-то побывал известный российский террорист , он же , и результаты его проповедей до сих пор приносят свои плоды. То есть в регионе явно есть укорененная сеть религиозных экстремистов, которые время от времени атакуют власть.
Для борьбы с терроризмом в 2013 году по всей стране под руководством была разработана «Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013−2017 годы». Но 2016 год показал, что для Актюбинской области этих мер оказалось недостаточно. И тогда в сентябре был придуман новый проект — «Халық қауіпсіздігін қамтамасыз ету» (Обеспечение национальной безопасности), пилотный вариант которого и реализовался в Актюбинской области. В чем была его суть?
Была собрана межведомственная группа из 200 человек, в составе которой были представители министерств, силовики, эксперты и общественные деятели. Группа объездила всю область. Ее деятельность включала в себя несколько направлений:
развитие малого и среднего бизнеса — консультации, выделение займов, тренинги и мастер-классы по открытию своего бизнеса;
культурно-просветительское — показаны ролики, спектакли, проводились лекции;
прием граждан — решали различные нужды;
вопросы трудоустройства и защиты прав работников — устраивали на работу, объясняли трудовым коллективам их права, разъясняли работодателям их обязанности;
медицинские — выезжал специальный медицинский поезд, который проводил в отдаленных населенных пунктов прием и лечение больных.
Группа выезжала в регион в 2016 году осенью, а затем еще весной 2017 года. И вроде поработала хорошо — охватила около 145 тысяч человек.
Но реальное положение в регионе и вообще в стране с борьбой с терроризмом было озвучено 19 мая в Актюбинске на выездном заседании комитета Мажилиса (нижняя палата парламента) по международным делам, обороне и безопасности. Особую важность заседанию придавало участие в нем помимо депутатов спикера Мажилиса , министра по делам религий и гражданского общества , акима (губернатора) Актюбинской области Бердыбека Сапарбаева, заместителя председателя КНБ, заместителя руководителя Антитеррористического Центра РК , заместителя генерального прокурора , первого заместителя министра внутренних дел Марата Демеуова, ответственного секретаря Министерства информации и коммуникаций Жаната Кожахметова, руководителей местных исполнительных органов области, депутатов областного маслихата, представителей общественности, религиозных объединений, теологов и экспертов.
Важное примечание — после конституционной реформы (пусть в массовом сознании это еще не отразилось и даже не вся элита это поняла), постепенно значение парламента, а особенно Мажилиса растет. Это видно по депутатским запросам, по обсуждениям, по критике на правительственном часе, по проводимым слушаниям. Очевидным это станет, правда, только после ощутимого конфликта парламента с правительством, когда парламент начнет реализовывать свои права по контролю кадрового состава правительства.
Так вот, на этом совещании прозвучали очень и очень интересные вещи, которые, почему-то не очень хорошо разошлись в казахстанской прессе. Суммируя все сказанное руководителями государственных органов, можно выделить несколько важных вещей.
В Актюбинской области самое большое количество исламистов в стране, их число измеряется тысячами человек — только детей там 2,5 тысячи. Женщины среди них составляют 30%. На каждого салафита уже есть определенное досье.
Основное финансирование радикалов идет от промыслов откровенно криминальных (воровство и продажа нефти) до не очень легальных (скупка, ремонт и перепродажа сотовых телефонов).
В странах Ближнего Востока находится 500 радикалов-джихадистов — граждан Казахстана. Причем часто это семьи — есть женщины и дети. Для возвращения они используют фальшивые документы — в основном и . Но в рамках борьбы с этим есть новое оборудование для различения подделок, и все приметы этих радикалов известны.
В Казахстане существует около 1000 религиозных детских учебных заведений. Туда ежегодно принимается около 30 тысяч детей. В Актюбинской области 516 детей салафитов ходят в школы, в соседней Атырауской — около 300.
Несмотря на недостаток теологов, Духовное управление мусульман Казахстана работает с осужденными радикалами — в исправительных учреждениях работает 95 имамов.
Средства на борьбу с терроризмом идут огромные, но тратятся они неразумно. Довольно часты как хищения, так и откровенно плохая работа — часто деньги осваивают непрофессионалы.
В общем, ситуация хотя и не критическая, но тем не менее довольно серьезная. Предлагается не только запустить волну изменений в законодательство, в том числе в ключевой закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», но и распространить проект Халық қауіпсіздігін қамтамасыз ету» (Обеспечение национальной безопасности) на всю страну.
А теперь немного статистики на основе формы № 1-ЭТ «Отчет о правонарушениях, связанных с экстремизмом и терроризмом и о состоянии прокурорского надзора» как по Казахстану, так и по Актюбинской области.
Уголовные дела, зарегистрированные и отправленные в суд в 2016 году
Статья Уголовного кодекса
Казахстан в целом
Актюбинская область
Зарегистри-рованных
Отправ-ленных в суд Зарегистри-рованных
Отправ-ленных в суд Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни (ст.174)
Пропаганда или публичные призывы к захвату или удержанию власти, а равно захват или удержание власти либо насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан (ст.179)
Создание, руководство экстремистской группой или участие в ее деятельности (ст.182)
Акт терроризма (ст.255)
Пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма (ст.256)
Создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности (ст.257)
Финансирование террористической или экстремистской деятельности и иное пособничество терроризму либо экстремизму (ст. 258)
Вербовка или подготовка либо вооружение лиц в целях организации террористической либо экстремистской деятельности (ст.259)
Организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма (ст.405)
Всего
Уголовные дела, зарегистрированные и отправленные в суд в первом квартале 2017 года
Статья Уголовного кодекса
Казахстан в целом
Актюбинская область
Зарегистри-рованных
Отправ-ленных в суд Зарегистри-рованных
Отправ-ленных в суд Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни (ст.174)
Пропаганда или публичные призывы к захвату или удержанию власти, а равно захват или удержание власти либо насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан (ст.179)
Создание, руководство экстремистской группой или участие в ее деятельности (ст.182)
Акт терроризма (ст.255)
Пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма (ст.256)
Создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности (ст.257)
Финансирование террористической или экстремистской деятельности и иное пособничество терроризму либо экстремизму (ст. 258)
Вербовка или подготовка либо вооружение лиц в целях организации террористической либо экстремистской деятельности (ст.259)
Организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма (ст.405)
Всего
Как видно, если говорить о Актюбинской области, произошло довольно серьезное снижение активности террористов и экстремистов, да и в целом в Казахстане за этот год пока не было ни одного террористического акта. Так что можно сказать, что стратегия государства работать именно с социально-экономической обстановкой, которая порождает терроризм, является действенной.
Читайте также: О перестрелках в Актюбинске: чужие террористы в Казахстан уже не ходят
Видео дня. Кайф под партой: детей подсадили на новый наркотик
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео