Эстонца подозревают в продаже самолетов воюющим африканским племенам 

Фото: Sputnik Эстония

ТАЛЛИНН, 23 мая — Sputnik, Алексей Тоом. Украинские компании и эстонский предприниматель Райво Суси поставляли вооружения и самолеты воюющим племенам в Южном Судане вопреки введенному Европой эмбарго. С такими обвинениями выступило европейское интернет-издание Euobserver, которое расследовало торговлю оружием в воюющей африканской стране.

Европейский парламент 18 мая принял резолюцию по Южному Судану, в которой, в частности, говорится о необходимости пресечь незаконную продажу вооружений противоборствующим сторонам и деятельность европейских посредников такой торговли. Основным поставщиком вооружений в эту африканскую страну, как выясняется, были и, вероятно, остаются до сих пор украинские компании.

В материалах о ситуации в Южном Судане фигурирует также эстонская фирма Musket OÜ, зарегистрированная на скандально известного в Эстонии предпринимателя Райво Суси. Его подозревают в причастности к продаже самолетов L-39 одной из воюющих сторон.

Бизнесмен Райво Суси, как ранее сообщал портал Sputnik Эстония, был в феврале 2016 года арестован в России по обвинению в шпионаже. В отличие от других случаев аналогичных обвинений против эстонских граждан, выдвигавшихся российскими правоохранительными органами, официальный Таллинн в истории с Суси воздержался от претензий в адрес Москвы и требований его незамедлительного освобождения. Откровения европейских изданий, возможно, позволяют понять, почему бизнесмена никто особенно не рвется отстаивать.

Племена, скот, нефть и боевые вертолеты

Журналист Николай Нильсен описывает ситуацию в своем материале из Северной Уганды близ границы с Южным Суданом. Там в результате переворота в декабре 2013 года бывший вице-президент Риек Мачар и министры из племени динка были отстранены от власти по обвинению в подготовке переворота президентом Салва Кииром из племенного союза нуэр. Межплеменной конфликт мгновенно перерос в гражданскую войну. На протяжении столетий эти два народа конфликтуют друг с другом из-за пастбищ и коров, а после создания независимого государства Южный Судан в 2011 году принялись бороться еще и за власть. Власть в этой стране означает прежде всего доходы от торговли нефтью, добываемой китайскими компаниями. Эти же доходы обеспечивают правительству достаточно средств, чтобы покупать вооружения и использовать их против своих врагов и мирного населения.

Беженцы из Южного Судана в последнюю пару лет довольно широко представлены в потоке иммигрантов, нагрянувших к берегам Европы. Тысячи людей бегут из охваченной межплеменной войной страны, около 100 тысяч человек умирают там сейчас от голода, по данным ООН, еще около миллиона могут оказаться в таком же бедственном положении в ближайшее время. Эксперты ООН говорят о кровавом хаосе, геноциде, истреблении мирного населения, изнасилованиях и грабежах. Ранее портал Sputnik Эстония уже сообщал о вооруженных межплеменных столкновениях и жертвах среди сотрудников ООН.

По свидетельствам беженцев, как пишет Euobserver, противоборствующие стороны воюют оружием, купленным в том числе у украинских поставщиков.

Стоит отметить в этой связи, что довольно частые пожары на военных складах на Украине давно вызывают у скептически настроенных экспертов подозрения на предмет того, что на самом деле сгорело и взорвалось в огне, а что просто исчезло в неизвестном направлении.

Ранее Киев уже поставлял в Южный Судан различные вооружения, а также подписал контракт с правительством страны о продаже штурмовых вертолетов Ми-24 на сумму почти 43 миллиона долларов. Как уверили Европу украинские власти, все поставки были прекращены в 2016 году после введения в ЕС запрета на продажи вооружений в воюющую страну. Однако, как установило расследование Совета Безопасности ООН, вертолеты были проданы уже после начала военного конфликта.

Венгерский пилот, истребители и эстонец Суси

Украинская компания «Мотор Сич», базирующаяся в Запорожье, осуществляла техническое обеспечение силами своих откомандированных специалистов вплоть до начала 2016 года. О составе экипажей боевых вертолетов ничего не говорится, но, думается, на этот счет у Брюсселя тоже есть подозрения. «Эти вертолеты были замечены при выполнении атак против гражданских объектов, они, как сообщается, использовались также для атаки на госпиталь „Красного креста“ (ICRC)», — сказал изданию Euobserver эксперт ООН.

Имеются также сообщения о том, что на территории Уганды базируются и, вылетая отсюда, выполняют боевые миссии против наземных целей повстанцев в соседнем Южном Судане наемники-пилоты истребителей чешского производства L-39. Самолеты, вероятно, переоборудованные из учебных в боевые, были замечены в конце июня-начале июля прошлого года в небе Южного Судана во время неожиданной для внешних наблюдателей эскалации вооруженного конфликта.

"Эти самолеты, вероятнее всего, базируются в Уганде, рядом с авиабазой в северной части страны, в Гулу", — считает эксперт ООН, участвовавший в уже упомянутом расследовании, инициированном Совбезом.

Известно, что один из пилотов L-39, выполняющих боевые вылеты над Южным Суданом и тренирующих угандийских летчиков, — венгр по имени Тибор Цингали, который даже дал интервью по поводу своей работы венгерскому изданию. Имена других пилотов, если они есть и установлены, не оглашаются. С формальной точки зрения продажа Уганде самолетов и военная служба там не противоречат нормам права ЕС, поскольку против этой страны не вводились какие-либо эмбарго.

Предполагается, что такие же самолеты были недавно поставлены при посредничестве неназванных лиц Украины силам президента Салва Киира. В роли продавца самолетов и двигателей к ним, как значится в полётном листе совершенного ранее в этом году авиарейса из Украины в Уганду, выступает эстонская фирма Musket OÜ. Эта фирма, как нетрудно установить по данным коммерческого регистра Эстонии, принадлежит предпринимателю Райво Суси, хорошо известному в стране своими странными сделками с самолетами, а также тем, что он в 2016 году был арестован в России по обвинению в шпионаже.

Остается неясным, если опубликованные подозрения в адрес предпринимателя не грешат неточностями в датах, каким образом Суси мог организовать продажу L-39 в Африке, находясь в это время в заключении в России.

Читайте также
Видео
Больше видео