Sputnik Казахстан 23 мая 2017

Проактивные госуслуги: «Чего изволите?» онлайн и с рождения

Фото: Sputnik Казахстан
АСТАНА, 23 мая — Sputnik, Дмитрий Покидаев. Председатель правления госкорпорации «Правительство для граждан» Аблайхан Оспанов во вторник порадовал кабинет министров и соотечественников широкомасштабными нововведениями, благодаря которым должны «рассосаться» очереди в центрах обслуживания населения и государственных органах.
На заседании правительства глава правления госкорпорации заявил, что его структура готова произвести революцию в отношениях граждан и государства. А именно — ввести проактивный принцип оказания госуслуг, когда гражданину не надо будет бегать по ЦОНам, акиматам, загсам и собесам для получения бумажек, а обращаться через веб-портал в них с запросами дистанционно (с сотового телефона либо персонального компьютера) и дистанционно же получать от них требуемые документы.
"К настоящему времени все необходимые базы данных, информационные системы, необходимые для этого, созданы", — заверил Оспанов. Более того, возможности подтянутых информационных систем позволяют выдавать государству необходимые человеку документы без его обращения в некоторых случаях. «Таким образом, мы считаем, не гражданин должен обращаться за получением госуслуг, а государство должно стать инициатором оказания данных госуслуг», — заметил Оспанов.
С днем рожденья поздравят и, конечно, поставят в очередь в детский сад Один из ярких примеров таких госуслуг, когда государство будет думать за гражданина, является документирование факта рождения ребенка со всеми вытекающими из этого операциями — от изготовления свидетельства о рождении до постановки в очередь на место в детском саду.
"До недавнего времени было так, что родители должны были обращаться несколько раз за получением госуслуг, — напоминает Оспанов. — Сначала регистрировалось рождение, затем производилось назначение пособия и постановка на очередь в детский сад", — уточнил он последовательность и количество походов родителей в госорганы и ЦОНы. В конце прошлого года госкорпорацией был запущен пилотный проект, в ходе которого ее сотрудники по всему Казахстану в 260 роддомах собирали данные самостоятельно: за этот период было в роддомах принято порядка 260 тысяч заявлений, после чего от ручного сбора решили отказаться в принципе — в пользу сбора сведений в автоматическом режиме.
"В следующем году мы планируем, что информация о рождении ребёнка будет сразу же поступать в информационную систему Министерства здравоохранения — и оно должно стать непосредственно инициатором получения государственной услуги. То есть, поздравить и сразу же запросить сведения, какую фамилию, имя и отчество родители хотят дать ребенку, — сказал глава госкорпорации. — Данная информация сразу поступит в ЗАГС, инициируется присвоение новорожденному ИИН — и эта информация должна сразу же перейти в Министерство труда и социальной защиты населения для того, чтобы начислять необходимые виды пособия на его лицевой счет путем подтверждения согласия на получение пособий. Дальше эта информация перейдёт уже непосредственно в электронный акимат для автоматического присвоения очереди в детский сад", — добавил он.
Более того, «Правительство для граждан» намерено автоматизировать распределение очередей в детский сад полностью, исключив человеческий фактор: система сама будет распределять места и отправлять уведомления в личные кабинеты, на телефоны либо на электронные адреса родителей о необходимости подписания договоров с конкретным детским садом. «Данная работа ведется сегодня с министерством образования и акиматами, и мы считаем, что необходимо дать поручения акиматам доработать свои информационные системы, чтобы перевести полностью этот вид услуг в электронный формат», — обратился Оспанов к премьер-министру Казахстана Бакытжану Сагинтаеву.
Невыездные, на выход за бугор
Еще одним революционным нововведением станет возможность оплачивать штрафы в режиме онлайн с их снятием (вместе с запретом на выезд из страны) в том же режиме реального времени. «Мы знаем, что сегодня бывает так, что по незнанию уже при прохождении пограничного контроля получают информацию о том, что у них запрет на вылет. На сегодняшний день совместно с министерством юстиции и АО „Казпочта“ проработан вопрос, с июня будет запущен сервис, при помощи которого граждане могут сразу же, онлайн, платить штрафы, которые были им выставлены и тут же автоматически будет снят запрет на вылет», — продолжил глава госкорпорации.
Более того, госкорпорация проводит работу по привязке номеров, под которыми граждане зарегистрированы в ее сервисах, к их сотовым телефонам с тем, чтобы уведомления о тех же штрафах за нарушение правил дорожного движения им приходили опять же в режиме реального времени. «Мы считаем, что это повысит собираемость штрафов, так как зачастую граждане могут и не знать о них просто. Уже в базе зарегистрировано порядка 2 миллионов номеров, эта работа продолжается, сегодня при обращении в корпорацию гражданам за госуслугами им предлагается „привязать“ номер телефона к ИИНу, чтобы в дальнейшем они могли получать такие проактивные услуги», — пояснил глава правления корпорации.
И перешел к другим приятным «мелочам», до которых наши госорганы долго не могли додуматься. Например, сотрудников подразделений, ответственных за изготовление эскизов техпаспортов на здания и сооружения, выезжающих для этой работы на места, вооружат планшетами с выходом в инет. И теперь они смогут «нарисованный» эскиз оперативно скидывать для его утверждения в свое учреждение, не тратя время на дорогу — вроде бы нехитрая «оптимизация», однако ж эффект получается, по прикидкам госкорпорации, нехилый: техпаспорта в результате будут изготавливаться за сутки, а не три дня, как ранее.
"Только о временной регистрации не забывайте!"
Выслушав все это, премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев полностью поддержал все начинания и задумки «Правительства для граждан». «Я считаю, что необходимо поддержать все эти предложения — для этого Глава государства и давал поручения при создании правительства для граждан, чтобы люди не бегали за справками. Так как услуги оказывает государство, эти справки нужны нам в первую очередь. Только 23 миллиона бумаг выдано по 5 видам справок, это наши госорганы, которые между собой работу особо не координировали», — сказал глава правительства.
В особенности же ему понравилась идея электронного распределения мест в детских садах, за которую, при ее правильном осуществлении, по его мнению, население «будет благодарить нас». Акиматам оставалось тихо вздохнуть и приготовиться к доработке информационных систем (а кому-то и забыть о таком способе приработка, как негласная «помощь» при устройстве в детский сад). «Не нужно будет ходить на комиссию акиматовскую, решать там вопросы. Можно становиться на конкретный детский сад, рядом с домом, отслеживать прохождение в очереди ежедневно в онлайне. Также по земельным участкам, важная тема», — не унимался Сагинтаев, обильно посыпая солью раны части акиматовских структур и работников.
А потом сам предложил «Правительству для граждан» еще одно направление под аналогичную оптимизацию процессов. «Мы говорили о выдаче паспортов, у нас в 4 городах есть соответствующие предприятия, которые печатают эти паспорта: Астана, Алматы, Актобе, Шымкент. Но, к сожалению, даже в этих городах чтобы получить паспорт, необходимо ждать 3 дня. При этом за деньги сделают за день — значит, есть возможность. Поэтому мы приняли решение, в этих 4 городах выдачу паспортов в течение одного дня. В других городах, прикрепленных к ним — в течение недели», — напомнил премьер.
Отметим, что в настоящее время срок изготовления «неускоренного» паспорта гражданина РК составляет 2 недели. Ну, а напоследок глава правительства напомнил руководству госкорпорации о том столпотворении, которое было устроено в ЦОНах нынешней зимой при получении гражданами временной регистрации — и потребовал не наступать на те же грабли при введении обязательного медицинского страхования, при котором потребуется «регистрация-подтверждение статуса граждан». «Они снова придут в ЦОНы, я даю поручение министру и госкорпорации, чтобы ситуация, которая была зимой при регистрации граждан, не повторилась, мы уже знаем, как это делать, чтобы люди могли зарегистрироваться и получить свою услугу без всякого ажиотажа. Времени было достаточно, чтобы настроить свою работу», — отрезал он.
Министр же информации и коммуникаций Даурен Абаев дал понять, что нынешняя е-революция — это лишь начало «масштабной реализации проактивного принципа оказания госуслуг», основную часть которой планируется осуществить в 2018-2020 годах в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан». В настоящее время на портале e-gov уже работают следующие уведомления: истечение срока действия удостоверяющих документов, наложение/снятие обременения на объект недвижимости, наложение административного штрафа, изменение номера, очереди в детский сад. Анализ же министерства определил еще 7 категорий, в состав которых входит порядка ста потенциальных проактивных госуслуг, то есть тех, которые государство может оказывать до того, как гражданин сам обратиться в госкорпорацию. В общем, в идеале в ближайшем будущем вопрос «Чего изволите?» граждане должны будут услышать до того, как успели сами позвать гарсона…
Комментарии
В мире , Дмитрий Покидаев , Аблайхан Оспанов , Даурен Абаев , Бакытжан Сагинтаев , Минздрав РФ , Минтруд , Минюст РФ , Правительство РФ , Минобрнауки , ИА Sputnik , Актобе , Астана , Шымкент
Читайте также
Зеленский прокомментировал запрет на поставки нефти из РФ
«Он — дурак»: Коломойский оскорбил Порошенко
73
Последние новости
Григорий Перельман. Гений - отшельник
Жена Децла рассказала о причине смерти рэпера
Оглашен приговор двум жителям Лисаковска, совершившим жестокое убийство