Войти в почту

Ценную святыню вывезли в Эрмитаж против воли азербайджанцев

Рагим Закироглу, S utnik Азербайджан Суфизм, будучи одним из наиболее распространенных на Востоке религиозно-философских учений, корни которого уходят в IX-XII века, имел многочисленных последователей и в Азербайджане. С укоренением ислама на территории Азербайджана в качестве основной религии тут стали появляться святилища. Одно из самых знаменитых из них – мавзолей шейха Захида в деревне Шихаракан Лянкяранского района.Портрет Шейха Захида в его мавзолее Настоящее имя шейха – Таджеддин Ибрагим Захид аль-Гилани аль-Курди ибн Шейх Талыш Ровшан Амир. Он родился 21 марта 1215 года в деревне Сиявурд (нынешний Сиявар) в Лянкяране, в семье талышского шейха Ровшана Амира. Шейх Захид был известен под разными именами. Псевдоним Гилани он получил по названию области, в которой жил его отец (Талыш Ровшан Амир — ред.), а имя Курди (в переводе с талышского языка означает дервиш или человек, который поет траурные стихи о смерти святых) указывает на то, что шейх вел образ жизни дервиша. А то, что перед именем его отца указывается слово шейх, в источниках объясняется тем, что все его предки до седьмого колена были шейхами. В XI веке Хорасан, где жил отец шейха Захида, оказался под властью сельджуков. Талыш Ровшан Амир переселился в Гилан. После женитьбы он поселился в деревне Сиявурд, где занимался земледелием.Шейх Захид был одним из известных ученых своего времени Шейх Захид свое первичное образование получил в деревне Бутасар (нынешний Пенсар) Астаринского района, у сейида Джамаледдина. Сейид возлагал на молодого Таджеддина большие надежды, и завещал ему после своей смерти продолжать его дело, возглавить учение суфиев. Псевдоним Захид ему тоже дал сейид Джамаледдин. В арабском языке оно обозначает молящийся, набожный. Сам шейх Захид в знак уважения к своему учителю впоследствии назовет своего сына Джамаледдином. Дед Сефевидов Шейх Захид в совершенстве владел тюркским, арабским, фарсидским и древним пехлевийским языками. Он также писал стихи на талышском языке. Он был женат дважды. От этих браков у него родились сыновья Шамседдин, Джамаледдин Али и дочь Биби Фатима, которая вышла замуж за Шейха Сафиаддина. У них родилось трое детей — Махияддин, Седреддин и Абу Сейид. Именно шейх Сафиаддин стал основоположником великой династии Сефевидов. В период с 1501 по 1736 годы представители этого рода правили огромным тюркским государством, которое охватывало территорию нынешних Азербайджана, Ирана, Армении, Ирака, Афганистана, Западного Пакистана, Южного Туркменистана и Восточной Турции. Оно сыграло большую роль в формировании национальной и религиозной идентичности азербайджанцев.После того как мавзолей разрушили, люди соорудили небольшую деревянную постройку над могилой Шейха Он стал самым известным ученым, мудрецом, учителем и поэтом своего времени. Шейх Захид создал научную школу и стал основателем учения "Захидиййа". Слава о школе Шейха распространилась далеко за пределы Азербайджана, о ней знали в Иране, Турции, Индии, Китае, Афганистане и других странах. Шейх скончался в марте 1300 года. По его собственному завещанию, его похоронили в деревне Сиявур (нынешний Сиявар). Шейх Гейдар Сефеви возвел над местом погребения мавзолей. Впоследствии, в связи с повышением уровня моря, деревню Сиявур затопило и тогда же шах Исмаил Хатаи приказал перенести могилу своего предка в деревню Хилакаран (нынешний Шихакеран), где заново был возведен мавзолей.Полумесяц на куполе мавзолея Во время своих поездок в Лянкяран сефевидский правитель в первую очередь посещал могилу шейха Захида, совершал там молитвы. Надгробный камень — в Эрмитаже Ахунд деревни Шихакеран Мухтар Азизов сказал S utnik Азербайджан, что мавзолей шейха Захида был разрушен в годы советской власти — в 1944 году: "Из-за того, что религия была под запретом, жители деревни и те, кто хотел почтить память шейха, приходили сюда тайно. После того как мавзолей разрушили, люди соорудили небольшую деревянную постройку над его могилой. Только после распада Советского Союза состоятельные жители нашей деревни за счет собственных средств заново отстроили мавзолей". В настоящее время за мавзолеем присматривает житель деревни Шихакеран Анар Мамедов. "Я ухаживаю за мавзолеем вместе с отцом. До меня этим занимались отец и дед. Все мои предки ухаживали за этим мавзолеем", — сказал собеседник S utnik Азербайджан. "Мой дед говорил, что в 60-е годы прошлого века надгробные камни с разрушенного мавзолея шейха отвезли в Ленинград (Санкт-Петербург), в Эрмитаж, где он хранится до наших дней", — сказал Мамедов.

Ценную святыню вывезли в Эрмитаж против воли азербайджанцев
© Sputnik Азербайджан