Спикер фракции "зеленых" по вопросам миграционной политики в бундестаге Фолькер Бек в интервью ТАСС дал оценку нынешней ситуации с беженцами и перспективам их интеграции в Германии, а также высказался по поводу необходимости усиления мер безопасности в связи с угрозой терактов. — Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию с беженцами в Германии? Насколько надежны обещания Турции закрыть границы, чтобы сдержать поток беженцев в Европу? — Самой богатой экономике Европы вполне по силам обеспечить защиту и интеграцию тем, кто ищет у нас убежища, спасаясь от войны и преследований. Федеральное правительство пока выполнило свою "домашнюю работу" далеко не в полной мере, однако в структурном плане ситуацию, связанную с размещением беженцев, все же удалось улучшить, а готовность значительного большинства населения к их приему по-прежнему остается высокой. Было бы нелепо требовать от Турции, Ливана или Иордании, которые сталкиваются с гораздо более значительными вызовами в этом плане, выполнения международно-правовых обязательств по приему беженцев, а самим в Германии уклоняться от этого. На этом фоне сделка с Турцией является неверным ответом на нынешние вызовы. Эта сделка дает авторитарному режиму Эрдогана возможность оказывать слишком большое влияние на европейскую политику и выхолащивает гарантии по обеспечению прав человека. Странам-членам Европейского союза давно пора осознать, что выработка единых правозащитных подходов в осуществлении политики по приему беженцев отвечает интересам обеспечения геополитической стабильности нашего общего пространства свободы, безопасности и права. Здесь федеральное правительство могло бы добиться большего. — Надо ли усиливать меры безопасности в Германии после терактов в Санкт-Петербурге и Стокгольме или ситуация и без того находится под надежным контролем? — Политикам и властям России, как и Германии, следует постоянно заново оценивать ситуацию в области безопасности и принимать соответствующие превентивные меры по минимизации угроз для населения. Вместе с тем, несмотря на наличие значительных террористических угроз, действия государства должны быть адекватными. Если мы пожертвуем своей свободой, пойдем на милитаризацию нашей полиции и согласимся с тем, чтобы все общественные места были взяты под систематический контроль, то в таком случае террористы частично достигнут своих целей. В борьбе с терроризмом нельзя забывать и о превентивных мерах. Мы должны позаботиться о том, чтобы все люди чувствовали себя частью наших общественных систем и заботились бы о сохранении многообразия наших обществ. Это касается как мусульман, проживающих в Берлине или Москве, так и гомосексуалистов в Грозном. Мы с тревогой восприняли сообщения российских государственных средств массовой информации о попытках возложить ответственность за теракты на оппозицию. Угрозу терроризма нельзя превращать в политический инструмент для легитимации ограничения свобод. — Может ли создание на территории Сирии зон безопасности для перемещенных лиц сдержать поток беженцев за пределы страны? — Логика создания зон безопасности для гуманитарной защиты гражданского населения соответствует международно-правовым принципам постулата об "обязанности защищать" (responsibility to protect), который впервые был сформулирован ООН в 2005 году. Вместе с тем тот, кто намерен создавать зоны безопасности, должен также позаботиться об обеспечении безопасности в этих зонах. Этого можно добиться только в случае достижения взаимопонимания между державами, участвующими в урегулировании сирийского конфликта. — Какую роль проблемы миграции и интеграции будут играть в ходе предстоящей предвыборной кампании на выборах в бундестаг? Должны ли мигранты приспосабливаться к условиям и образу жизни принимающей страны или вправе требовать изменения устоявшегося уклада с учетом своих представлений о жизни? — Интеграция — это "улица с двусторонним движением". Это процесс, в котором участвуют все стороны и который предполагает готовность принимать во внимание и учитывать жизненный опыт, потребности и убеждения других на взаимной основе. В Германии условия для интеграции определены положениями конституции. Эти основные ценности не подлежат пересмотру. Вместе с тем основной закон лишь определяет порядок, который не только не исключает наличия в обществе многообразия убеждений и укладов, но и приветствует такое многообразие. Люди, прибывающие в Германию, могут, например, потребовать обеспечить им право на свободное и открытое изъявление их религиозных чувств и убеждений. В этом заключается свобода вероисповедания. Однако они должны также понять и признать, что другие люди, живущие в этой стране, придерживаются иных религиозных воззрений или вовсе не исповедуют никакой религии. Необходимо научиться взаимному уважению прав и свобод, и это относится как к коренным жителям, так и мигрантам. — Как складывается диалог с российскими парламентариями, запланированы ли какие-то контакты или визиты на ближайшее время? — Не могу говорить за всех моих коллег. Но в моем календаре, к сожалению, никаких взаимных контактов и визитов пока не запланировано. Уверен, что диалог и обмен мнениями необходимо поддерживать всегда, особенно при наличии разногласий. В частности, меня очень тревожат сейчас сообщения о положении сексуальных меньшинств — гомосексуалистов и транссексуалов — в Чечне. Хотелось бы надеяться, что депутаты Государственной думы и уполномоченный по правам человека в РФ выступят в защиту элементарных человеческих прав этих меньшинств. Утверждения официальных лиц Чечни, будто там нет никаких гомосексуалистов, звучат для нас не как слова опровержения или отрицания, а как непреложная решимость к их уничтожению. Беседовал Юрий Козлов