Войти в почту

Золотая Орда объединила Евразию

О таких людях, как Дмитрий Васильев, говорят: широко известен в узких кругах. Руководитель Центра «Археология Нижнего Поволжья» Астраханского государственного университета кандидат исторических наук Дмитрий Васильев уже 25 лет открывает тайны археологической мекки Прикаспия - Самосдельского городища, где под слоем веков скрыты три города, древнейший из которых – столица Хазарии Итиль. Если бы не Васильев и не его преданность делу, открытие Итиля могло бы не состояться. В интервью «Каспийским новостям» он рассказал неожиданные вещи о «неразумных хазарах», о правителях Золотой Орды и о русских князьях. Каспийские новости: В этом году будет отмечаться 300 лет Астраханской губернии. С этой датой все ясно – отсчет идет от указа Петра Первого. А вот как же обстоят дела с возрастом Астрахани? Когда в 2008 году отмечалось 450-летие города, было много разговоров, что город старше. Сколько же ему лет? Дмитрий Васильев: По формальным признакам все верно. Мы обычно исчисляем возраст города от первого упоминания в письменных источниках. Первое упоминание русской Астрахани относится к 1558 году. Это записки Энтони Дженкинсона, который увидел русский город на левом берегу Волги. Но мы знаем, что город был захвачен русскими войсками в 1556 году, и тогда же началось строительство и перенос города на левый берег, потому что он был открыт нападению со стороны Крымского ханства. Если бы город оставался на правом берегу, то вряд ли его удалось удержать. Кроме того, старая татарская Астрахань уже была не в лучшем состоянии. Она представляла собой развалины, окружённые низкой стеной, и в военном отношении это был не очень серьезный пункт, а вот как показали дальнейшие события, город на левом берегу объединённое крымско-турецкое войско взять не смогло. Но на самом деле есть исторические свидетельства, что город Астрахань гораздо древнее. Если рассуждать просто и обыденно, Иван Грозный Астрахань не основывал - он ее брал. И если мы согласимся с тем, что между татарской Астраханью – городом Хаджи-Тарханом и русской Астраханью есть преемственность, то, конечно, мы должны говорить о том, что город возник гораздо раньше, еще в эпоху Золотой Орды. Каспийские новости: Когда? Дмитрий Васильев: Бесспорное первое упоминание о городе под названием Хаджи-Тархан на правом берегу в низовьях Волги относится к 1334 году. Оставил его великий арабский путешественник Ибн Баттута. Он описывал Хаджи-Тархан как один из лучших и крупнейших городов в Золотой Орде, второй по величине после Сарая, с большими базарами, с многочисленными мечетями, банями. Здесь располагались сады, гостиницы. Поскольку он сам был путешественником, город его с этой стороны и интересовал. И вообще на Востоке считалось, что если в городе много бань, гостиниц и базаров, значит это культурный город. То есть Хаджи-Тархан был в числе передовых. Но есть еще одно упоминание, которое позволяет протянуть историю города в XIII век. Ибн Баттута в 30-х годах XIV века застал город на пике развития и могущества. Это был центр торговли. Немного отвлекаясь, я могу сказать, что даже в XV веке, когда город переживал не лучшие времена после разорения его Тамерланом, практически весь шелк из Китая доставлялся через Хаджи-Тархан. Это были самые настоящие Ворота Азии. Европа снабжалась шелком и специями через Хаджи-Тархан. Каспийские новости: Но я слышала, что Астрахань все-таки не стояла на Великом Шелковом пути. И что якобы был еще какой-то другой торговый путь, не менее популярный в то время. Дмитрий Васильев: Это очень интересная тема. Можно долго рассказывать о том, что такое Великий Шелковый путь. Сейчас, живя в XXI веке, мы представляем себе путь как некую автостраду, хорошо обустроенную, с фонарями, разметкой. Не было такого в древности! Шелковый Путь - это система караванных путей. Изначально она проходила к югу от Каспийского моря. Потому что к северу от Каспийского моря была дикая степь. Не было никакой цивилизации. Кочевые народы обитали там в больших количествах, но государственной власти, которая бы обеспечила безопасную торговлю, не было. Поэтому до монгольского нашествия большая часть Шелкового пути проходила именно по маршруту из Китая в Среднюю Азию, далее в Иран и оттуда либо в Палестину, либо в Малую Азию, и далее основным потребителем товаров являлась Византия. Это был светоч всего Средневековья. Именно там была культура, наиболее богатые потребители. Вот туда все шелка и поступали. И дальше уже Византия распределяла эти товары по Европе. После монгольского нашествия, особенно в середине XIII века, очень долго оставался нерешенным вопрос, будут монголы вторгаться в Иран или не будут. Наследники Чингисхана делили между собой право завоевать Иран и нынешний Ирак, то есть тогдашний Багдадский халифат. Они стремились на Ближний Восток, потому что там были сконцентрированы все мировые богатства. Представьте себе, в Европе было очень мало городов даже с 50-ти тысячным населением. Редко какой город (их можно по пальцам пересчитать: наверное, Лондон, Париж) имел население до 100 тысяч. А между тем на Ближнем Востоке, на Севере Африки города с таким многочисленным населением были обычным явлением. Каир, Александрия, Дамаск, Багдад. Вот где были сконцентрированы все мировые богатства. И вот эту «вишенку» монголы хотели для себя сберечь. Когда они вторглись в Иран, там наступил полный упадок торговли. И торговые пути пошли через владения потомков Бату, то есть через Золотую Орду. Каспийские новости: То есть через Астрахань? Дмитрий Васильев: Тогда еще Астрахани не было. Через Нижнее Поволжье, через наши степи. Посол французского короля Людовика IX к монгольскому императору Гильом де Рубрук, возвращаясь из Монголии, проехал как раз через Нижнее Поволжье и обнаружил здесь столицу, ханскую ставку, а на противоположенном берегу - поселок, который построил сын Бату Хана, Сартак. А Сартак в этом поселке (как Рубрук иронично о нем отзывался) выдавал себя за христианина: повелел строить церковь. И именно этот (неназванный, правда) город, скорее всего, был городом, который мы знаем под именем Хаджи-Тархан. То есть основание Хаджи-Тархана можно отнести к 50-м годам XIII века. Каспийские новости: То есть татарская Астрахань возникла в 1250-х годах? Дмитрий Васильев: Да. Значительная часть археологов, занимающихся исследованием Золотой Орды, склоняется сейчас к мысли, что первая золотоордынская столица находилась вовсе не в Селитренном, как мы привыкли думать, а гораздо ниже по течению Волги, на левом берегу, в районе села Красный Яр. Именно там была сделана находка большого количества монет XIII века, найдены захоронения, относящиеся к этому периоду. Не раскопаны, правда, городские кварталы того времени и не обнаружены культурные слои, но это обусловлено тем, что древний город, во-первых, был застроен современным Красным Яром, а во-вторых, мы плохо себе представляем, что такое был Сарай XIII века. Скорее всего, это была кочевая ханская ставка. Хан ежегодно подкочевывал к одному и тому же месту, раскидывал свой лагерь в виде шатров, юрт, и это стойбище называлось городом. И только через много лет, на этом месте стали оседать люди, которые обеспечивали жизнедеятельность города. Туда ехали послы, и туда же ехали торговцы. И когда город стал более-менее стационарным, обустроился, он стал, по описаниям восточных авторов, географов, историков, одним из величайших городов мира с почти 100-тысячным населением. Каспийские новости: Вы говорите о Золотой Орде так, как будто это нечто прекрасное. Но ведь в школе нас учили, что Золотая Орда несла Руси ужас. Почему в последнее время к Орде явно изменилось отношение и у историков, и у общественности? Дмитрий Васильев: Не так давно в России опубликована книга американского историка Чарльза Гальперина, посвященная отношению русских летописцев к татарам и Золотой Орде. Он провел очень интересное исследование и выяснил, что русские летописцы, которые должны, казалось бы, дышать ненавистью к завоевателям и угнетателям, либо упоминают о татарах нейтрально, либо вообще ничего о них не говорят. Это не значит, что не было никакого ига, государственного угнетения и подчинения. Все было, действительно все было. Но вы представьте, что являла собой Русь на тот момент, когда появились монголы со своими завоевательными идеями. Раздробленное государство, где наиболее сильные князья вынуждены были постоянно бороться со своими непокорными вассалами. Русь дробилась, процесс был неостановим. И вдруг появляется внешняя сила, для которой мелкие разборки между местными владетелями - это ничто. Были декларированы общие правила. «Мы вас завоевали, сломили военной силой». Действительно это было ужасное завоевание. Русь понесла тяжелейшие потери. Были сожжены десятки городов, многие из которых потом не восстановились, были утрачены многие ремесла, и так далее. Но что Русь получила в политическом смысле? Она получила единую власть! Русские князья стали просто чиновниками в рамках золотоордынской чиновничьей администрации, и они должны были каждый год подтверждать свой статус, отчитываться на съездах аристократии, поэтому они ездили в ханскую ставку, в Орду. Собственно, Орда это ханская ставка, а не название государства. Государство называлось Улус Джучи, по имени старшего сына Чингисхана, которому были завещаны все эти земли. И Бату Хан тоже не был ханом, как мы привыкли думать. Он был всего лишь правителем этого огромного улуса. То есть этой части монгольской империи. И он был подотчетен точно так же великому хану в Каракоруме, в центре монгольской империи. Но от своих вассалов он требовал четкого повиновения. И те князья, которые не подчинялись, были казнены на страх всем, кто думал вести свою самостоятельную политику. Таким образом неразбериха была заменена искусственно привнесенной политической системой, которая предполагала порядок. На Руси была проведена первая перепись населения по китайским образцам. Стало понятно, кто, сколько, чего должен платить. И первым эту политику повел Александр Невский. Он заставил Новгород, который монголы не завоевали, «дать число» монголам, то есть пустить переписчиков, которыми, кстати, командовал Берке, будущий правитель Золотой Орды. И подчиниться тем самым Золотой Орде, платить дань татарам наравне со всей Русью. Это был шаг в сторону объединения. Каспийские новости: Можно ли сказать, что, раз столица Орды была в астраханских землях, значит упорядочение на Руси пошло отсюда? Дмитрий Васильев: В общем, да. Здесь на престоле сидел царь. Хана никто ханом не называл, его называли царем. А свои-то были князьями. По отношению к монгольскому правителю они были в подчиненном положении. Есть интересные строки в летописи, например, в таком-то году «умре в Орде добрый царь Джанебек». К завоевателям отношение было именно как к политической реальности. Сейчас модно говорить о толерантности, о терпимом отношении к другим религиям, к людям иного антропологического облика. Ни в одной летописи вы не увидите уничижительного отношения к завоевателям-татарам из-за того, что они раскосые или имеют другой цвет кожи, или говорят на другом языке, или что они исповедуют другую веру. Да, первоначально их называли погаными, но это слово не носило никакой отрицательной контаминации. Каспийские новости: А почему тогда погаными? Дмитрий Васильев: Потому что «поганус» на латинском языке это язычник – человек, исповедующий многобожие. Они и были многобожниками. Каспийские новости: Я всегда очень осторожно задаю вопросы о религии, но интересно поговорить с вами и об этом, потому что ваша кандидатская диссертация посвящена исламу в Золотой Орде. Что для вас самое интересное в этой теме? Может быть, вы проведите параллель с сегодняшним подъемом ислама? Дмитрий Васильев: Я выяснил, что в Нижнем Поволжье часть жителей исповедовала ислам еще до прихода монголов. Сохранились их захоронения, относящиеся к XIV веку. Может быть, даже с хазарских времен ислам здесь был одной из местных традиционных религий. Что собой представлял ислам в золотоордынскую эпоху, в эпоху монгольских завоеваний? Исследователь-культуролог Александр Юрченко из Санкт-Петербурга говорит, что монголам была абсолютно не важна вера их подданных - они относились к подданным просто как к налогоплательщикам. Если те изъявляют покорность, согласны платить налоги, служить монголам верой и правдой, в том числе с оружием в руках, то они являлись хорошими добропорядочными гражданами. Все остальные просто подлежали уничтожению. Других быть не должно. Автор даже приводит слова средневекового писателя Роджера Бэкона о том, что вера монголов это власть. Они поклоняются власти. И действительно монголы свято верили, по крайней мере, монголы первых поколений, что они пришли на эту землю для того, чтобы организовать власть над народами. Чтобы объединить весь мир. Каспийские новости: Может быть мы, русские люди, именно тогда получили прививку веры во власть и ощущения, что власть - это все. Может быть, это сидит в нас с тех времен? Дмитрий Васильев: Очень даже может быть. Но это гораздо более сложный вопрос, не только религиозный. Это вопрос менталитета. А между тем, оказавшись со своим уставом в чужом монастыре, в окружении мусульманских стран, монголы завоевали Иран, завоевали Хорезм - мусульманские страны с гигантской исламской традицией. Войска монголов остановились только в Палестине. Завоевали часть Малой Азии, Волжскую Булгарию. Здесь господствующим мировоззрением был ислам. Между тем, монголы пришли сюда, более склоняясь к своей традиционной вере. Вечное синее небо... Изначально они были шаманистами. Причем функции государственной администрации у монголов исполняли буддисты, которых они называли уйгурами. Это и этническое, и религиозное наименование для эпохи Средних веков. И вот весь XIII век прошел под лозунгом борьбы между представителями различных мировых религий – буддизма, христианства и ислама за сердца и умы монгольских правителей. В Иране на долгое время победил буддизм, который затем все-таки уступил исламу. Буддисты растворились в исламской среде. В Нижнем Поволжье тоже была попытка провести буддистские реформы, но они не то чтобы провалились, просто сила среды сработала. И уже в 1312-1313 годах к власти приходит царевич Узбек, который принимает ислам под эгидой харизмийского духовенства и купечества. Огромную роль сыграли купцы. Монгольское государство объединило Евразию. Что это дало мировой культуре? Это дало безопасность на торговых путях. Были проложены не только торговые, но и посольские пути между ямскими станциями. Именно в это время мы можем говорить о становлении регулярной торговли по Шелковому пути - с эпохи монгольских завоеваний. Вся страна, вся великая степь была покрыта караван-сараями, которые располагались через 30-50 км друг от друга. А кто были купцами? Купцами были мусульмане. Каспийские новости: Мы достаточно поговорили о позитивной роли завоевателей. Теперь давайте углубимся во времена, когда на территории нынешней Астраханской области возник город Итиль. Дмитрий Васильев: Его возникновение связано с двумя событиями. Изначально-то Хазарский каганат существовал на Северном Кавказе и первые столицы - Семендер, Беленджер располагались на территории нынешнего Дагестана. Они сейчас точно так же, как и Итиль, уверенно не локализованы. Каспийские новости: Можем ли мы говорить, что Астрахань - столица трех империй? Именно так утверждают сейчас туристические буклеты. Дмитрий Васильев: Говорить о том, что Астрахань столица трех империй, нельзя. А вот что Нижнее Поволжье - можно, потому что здесь располагались столица Хазарского каганата, столица (даже две) Золотой Орды и столица Астраханского ханства - город Хаджитархан. И если говорить о роли Астрахани уже в российской политике, конечно, эта историческая роль продолжается. Это наши ворота на Восток. Очень долгое время Астрахань выполняла именно такую роль. Каспийские новости: В 2002 году появились первые сообщения о том, что найден легендарный Итиль. Но вы, будучи непосредственным руководителем раскопок Итиля, заявили об этом только в 2008 году. Почему? Чего вы опасались? Дмитрий Васильев: Первые сообщения появились еще с момента обнаружения Самосдельского городища, примерно в 1990-м году. Тогда это были только предположения. Раскопки были начаты на Самосдельском городище с 2000-го года. Тогда была создана самосдельская археологическая экспедиция при активной поддержке Российского еврейского конгресса и лично такого известного человека как Евгений Янович Сатановский. Там, где мы копали, культурный слой достигает трех с лишним метров. И естественно этот процесс растянулся на десятилетия. Первые сведения о том, что мы действительно вышли на хазарский слой, появились к 2008 году. Каспийские новости: Были доказательства того, в городе была крепость? Доподлинно выяснено, что ее остатки относятся к VIII веку? Дмитрий Васильев: Мы делали радиоуглеродные анализы углей, остатков органики, которые находились в нижних предматериковых слоях, и они дали достаточно точные даты, относящиеся к VIII – IX векам. Аэрофотосъемка показывает, что на возвышенности, где мы работаем, на месте разделения двух рек, была в свое время построена из кирпича крепость либо треугольной, либо трапециевидной формы, стены которой были впоследствии разобраны. В хазарском каганате существовала царская монополия на строительство из обожженного кирпича. Каспийские новости: Дмитрий Викторович, вы уже объяснили положительную роль Золотой Орды. А хазары? Все-таки они что-то положительное принесли по части прогресса или это были дикие варвары? Дмитрий Васильев: В истории вообще нет оценочных характеристик. Вы мне говорите, что я воспеваю Золотую Орду. Я пытаюсь сказать о ней специально что-то с нетрадиционной точки зрения. Точно также мы знаем Хазарию только с отрицательной точки зрения, потому что эта точка зрения господствует в историографии, сформировавшейся в XIX веке. Согласно официальной государственной историографии, была Святая Русь, и ее угнетали всякие варвары и кочевники. Но если мы сравним количество населения в степи, а также на Руси, то мы поймем, что уничижить Русь никто не мог. Во-первых, здесь было гораздо больше народа. Во-вторых, кочевники более активные, они могут концентрировать усилия на определенном участке, выставить большую армию, но кратковременно. В культурном отношении они, конечно, стояли гораздо ниже. Это опять-таки очень сложный вопрос о взаимодействии кочевой и оседлой цивилизации. Во все времена кочевники использовали оседлые культуры (не только Русь!) в качестве источника ремесленных товаров, овощей и фруктов, злаков, в качестве возможности наладить торговлю с другими, более далекими государствами. И они эту возможность реализовывали двумя способами – либо торговлей, либо нападением, обкладыванием данью. Между тем, чем же хороши кочевники? Живя в степи, они могут организовывать дальние торговые маршруты. И только за счет этого степного коридора осуществлялся обмен технологиями, инновациями в культуре между разными частями Евразии. У нас есть четыре генерирующих региона в Евразии - Европа, Иран, Индия и Китай. А общение между ними проходит через великую степь. Каспийские новости: Дмитрий Викторович, теперь хочу спросить о более непреложных фактах. Слышала, что вы сами финансируете раскопки на Самосдельском городище. Сами лично! Дмитрий Васильев: Не только я. У нас сейчас сложное финансовое положение в стране, и наш научный коллектив сам вкладывает средства в проведение раскопок. Мы добываем эти средства разными путями: и зарабатывая в течение года, и привлекая средства организаций, в которых работаем. Астраханский государственный университет постоянно финансирует раскопки, вкладывая деньги в проведение археологической практики студентов. Небольшие средства на экспедиции выделяет и Государственный Исторический музей. Последние пять лет к нам присоединяются коллеги из Академии наук Республики Татарстан и Казанского федерального университета. Они привозят своих студентов тоже с финансированием полевой археологической практики. Так набирается небольшая, но необходимая сумма. Плюс к тому мы участвуем в конкурсах грантов, которые проводят и Российский фонд фундаментальных исследований, и Российская Академия наук, которая выделяет гранты для академических учреждений. В прошлом году нам помогло даже Российское военное историческое общество. У нас буквально все висело на волоске, но мы выиграли грант этой организации как раз на поиски крепостных сооружений города Итиль. И мы нашли местоположение городской стены. В этом году, надеюсь, мы раскопаем уже ее фундамент. Галина Годунова, Николай Телюфанов, Дмитрий Казинский, Владимир Сафонов Фотографии из архива Дмитрия Васильева

Золотая Орда объединила Евразию
© Каспийские новости