Ещё
"Ворут сотнями миллионов!": СК подтвердил слова Путина
"Ворут сотнями миллионов!": СК подтвердил слова Путина
Происшествия
В клубе Анны Калашниковой охранник расстрелял клиента
В клубе Анны Калашниковой охранник расстрелял клиента
Шоу-бизнес
«Грубейшая ошибка»: Польше досталось от Лукашенко за РФ
«Грубейшая ошибка»: Польше досталось от Лукашенко за РФ
В мире
В Грузии анонсировали массовые митинги
В Грузии анонсировали массовые митинги
Кавказ

«Товарищи радиозрители»: как рождалось телевидение СССР и Эстонии 

«Товарищи радиозрители»: как рождалось телевидение СССР и Эстонии
Фото: Sputnik Эстония
ТАЛЛИНН, 22 мар — Sputnik, . На «голубом экране» в 50-е годы прошлого столетия практически все происходило впервые и вновь. Долгое время, например, не могли решить, как обращаться к аудитории. Слово «телезрители» считалось неблагозвучным, и дикторы говорили «товарищи» или «товарищи радиозрители».
Чтобы линза не протухла
Первая «опытная передача телевидения (дальновидения) по радио» была проведена в  1 мая 1931 года. Тогда в эфире появились изображения сотрудников лаборатории и фотопортреты, но «немые» — без звукового сопровождения. Регулярные звуковые передачи в средневолновом диапазоне начались 1 октября 1931 года.
Если в 1940 году в Москве насчитывалось около 300 телевизоров (выпуска 1935 года, имевших 33 лампы и 14 ручек настройки!), стоимость которых составляла примерно 10 000 рублей, то к началу 50-х годов телевидение переставало быть дорогостоящим и недоступным для широкой аудитории удовольствием.
Прежде всего потому, что началось массовое производство телевизора «КВН-49». Его название составилось из первых букв фамилий конструкторов — Кенигсон, Варшавский, Николаевский. Диагональ экрана была крохотной — всего 17 сантиметров. Для лучшего качества картинки перед экраном ставили специальную линзу, наполненную дистиллированной (чтобы не протухала) водой.
К 1 января 1951 года в Москве было уже 14 800 телевизоров. К концу 50-х годов телеаудитория страны составляла 25 миллионов человек. В это время промышленность массово осваивала выпуск новых моделей телевизоров, причем производились они в разных городах страны.
Судя по публикациям в периодике, особо распространенными марками были «Радий», «Темп-6», «Знамя-58М», «Старт-3», «Енисей-2», «Беларусь-5», «Рекорд», «Жигули», «Неман».
Заплатка на занавесе и чужой рукав
Поистине выдающимся событием в истории телевидения стало появление в технической базе телецентра первой передвижной станции (ПТС). Благодаря этому с июня 1949 года начались прямые трансляции спортивных мероприятий и спектаклей.
Телевизионный прогресс порождал многочисленный курьезы. Москва, к примеру, узнала, что на великолепном парчовом занавесе Большого театра есть огромная заплата. Из зала ее практически невозможно различить, но чувствительная передающая трубка телекамеры моментально выявила разницу в фактуре ткани.
Похожая история случилась при проведении трансляции из Большого театра с Артуром Рейзеном. Выступая на сцене, он был одет во фрак, у которого рукав оказался из другого материала. На экране телевизора это вдруг стало отчетливо видно. Так что именно телевидение заставило заменить в театре старый занавес, а актеров более внимательно выбирать одежду в костюмерной".
В 1954 году на телевидении по принципу газет и радиовещания были созданы редакции промышленности, сельского хозяйства, науки, спорта, литературно-драматического и музыкального вещания, передач для детей. В новые телевизионные редакции впервые пришли журналисты.
На экране — рыбки и калейдоскоп
Первыми работниками телевидения стали в основном актеры, выпускники философских и филологических факультетов, сотрудники газет, инженеры и учителя.
Многое придумывалось и создавалось что называется «на ходу». Декорации и телевизионные заставки мастерили своими силами — с фантазией и смекалкой.
Чтобы на экране в отсутствие передач не висела черная шторка, оператор придумал приставлять объектив телевизионной камеры вплотную к аквариуму. Так зрители часами напролет наблюдали за рыбками!
Чуть позже оператор присоединил к телевизионной камере калейдоскоп, и на экране сменяли друг друга затейливые орнаменты.
Сегодня — Ниночка, завтра Олечка
О домашних телепосиделках 50-х годов живописно вспоминал выпускник ВГИКа А. Григорян, пришедший работать на телевидение в 1954 году:
"Смотреть передачи шли к соседям, на просмотр приглашались гости. В урочный час раздавался звонок или стук в дверь и входили люди со своими стульями. Все усаживались полукругом перед телевизором, гасили свет и в голубом мерцании проводили вечер. Потом вздыхали, брались за спинки стульев.
— Вы уж нас простите…
— Что вы! Сегодня вот передачи вела Ниночка (это о Кондратовой), а завтра будет Олечка (это уже о Чепуровой). Приходите, конечно!"
"Телевизоров тогда в Москве было мало, — рассказывал выпускник ВГИКа 1950 года В. Челышев. — Передачи в то время шли четыре раза в неделю, по вечерам. Демонстрировались кинофильмы, драматические спектакли, оперы, оперетты и концерты, иногда по трансляции, иногда из студии. Недельное расписание передач и репетиций умещалось на одном машинописном листке".
Коклюш и ветка сирени
Чтобы наглядно представить, как это было, ознакомьтесь с программой передач на 2 декабря 1959 года, напечатанной в газете «Московская правда»:
1 программа 19.00 — киноочерк для школьников и киножурнал «Пионерия». 19.30 — Последние известия. 19.45 — «Народный университет по телевидению». «Строение вещества». Лекция. 20.20 — Художественный фильм. 21.50 — Песни и стихи о любви. 22.45 — Последние известия.
2 программа 19.50 — Иностранная кинохроника. 20.00 — «О космосе и ветке сирени…» 21.00 — Урок английского языка. 21.30 — Беседы на медицинские темы ("Коклюш"). 21.50 — Художественный фильм.
Приятного вам просмотра, уважаемые товарищи радиозрители!
Эстонское телевидение — пятый телецентр СССР
В 50-е годы на огромной территории Советского Союза необходимо было создавать большое количество телевизионных центров, и с 1953 по 1958 год их было построено более десяти.
Пятым (!) телецентром Советского Союза стала студия в Таллинне, которая начала работать 19 июля 1955 года. В этом году в республике насчитывалось 500-600 телевизоров. В 1960 году их стало 38 тысяч, в 1970 году — 275 тысяч, а в 1975-м — около 300 тысяч.
За это время возрос и объем телепрограмм. В 1960 году местная эстонская программа транслировалась в среднем 4,4 часа в день, в 1970 году — уже 8 часов в день. За 1971-1975 годы объем вещания существенно не изменился, однако с 30 декабря 1972 года в эфире появились цветные телепередачи.
В 1975 году три часа из восьми занимали передачи прямого эфира, полтора часа в день шли цветные программы. Принимать передачи Эстонского телевидения можно было на всей территории республики, к тому же две трети населения могли включать программу Центрального телевидения, а четверть населения — еще и ленинградские телепередачи.
Несмотря на множество проблем, а иногда и неудач, прекрасные победы в теории и практике телевидения все же взяли верх, и новый электронный коммуникационный феномен появился в  на свет.
Эстония в авангарде
В сфере телевидения и радиовещания Эстония во многом шла в авангарде. Например, эстонские журналисты одними из первых начали вести на радио ночные эфиры. В то время это было очень необычно, модно и в духе самых передовых тенденций, а в рамках природного эстонского колорита — белых летних ночей — оказалось еще и очень востребовано.
Интересные репортерские и журналистские находки-новинки внедрялись в эстонский эфир во время Олимпийских игр 1980 года и Праздников песни и танца. Авангардным стало создание стереорадио и панорамных прямых эфиров, которые на протяжении целого дня велись одним журналистом-комментатором.
Продолжение: от корифея Ивара Триккеля
В продолжение темы — на основе творческой биографии, воспоминаний и размышлений одного из корифеев эстонской журналистики Ивара Триккеля — вы сможете узнать, как развивалось эстонское телевидение и радиовещание, какими победами и исканиями ознаменован их путь.
Ивар Триккель — известный радиожурналист, заслуженный деятель культуры ЭССР, кандидат филологических наук, выпускник Тартуского университета, пришедший на радио в 1953 году, профессор, преподаватель Таллиннского педагогического института, автор монографий «Радиовещание вчера и сегодня», «Некоторые вопросы теории репортажа», в 1989-1991 годах советник по культуре председателя Президиума Верховного Совета Эстонской Республики.
Материалы созданы на основе научных исследований и эксклюзивных интервью, проведенных в 1988 и 1990 годах и ни разу не опубликованных.
Sputnik Эстония в ближайшее время продолжит серию исторических публикаций об Эстонском телевидении и радиовещании.
Видео дня. Экспериментальный беспилотник "Орион" упал недалеко от жилого дома
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео