Ещё

Новое руководство РАО преодолело кризис в сфере защиты авторских прав 

Новое руководство РАО преодолело кризис в сфере защиты авторских прав
Фото: Российская Газета
Скандал, произошедший в творческом сообществе прошлым летом, похоже, получил логическое завершение. В Российском авторском обществе — крупнейшей в стране авторско-правовой организации — сменилось руководство. У отечественных композиторов, поэтов, писателей наконец появилась надежда, что о нищенских гонорарах и унижениях, которые им приходилось терпеть по вине прежнего гендиректора общества , теперь можно будет забыть как о страшном сне. Сам Сергей Федотов, как известно, находится под следствием по делу о хищении средств из РАО — заметим, эту организацию он возглавлял на протяжении многих лет.
В 2015 году количество сигналов о серьезных хищениях в РАО стало таким, что привлекло внимание не только органов полиции, но и сотрудников . В результате в июне 2016 года Сергей Федотов был арестован сотрудниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере. Это подозрение, выросшее затем и в обвинение, видимо, имеет под собой основания — за год до этого в СМИ появились сообщения о том, что господин Федотов стал владельцем замка в Шотландии стоимостью в миллион фунтов стерлингов. Перечислялось и другое обильное «добро», оказавшееся собственностью Федотова. Авторы, доверившие управление своими правами этому человеку, в том числе многие известные деятели культуры и искусства, вполне обоснованно возмутились: с каких же «гонораров» ему привалило такое счастье?
РАО — негосударственная некоммерческая организация, которая занимается сбором, распределением и выплатой авторского вознаграждения за различные способы использования произведений. То есть управленческий, технический орган. Коллективное управление правами — это вполне цивилизованная схема взаимоотношений людей искусства с представителями бизнес-сообщества и вообще с коммерсантами. Кто-то творит, кто-то исполняет, кто-то это реализует. А кто-то — покупает. И такая схема прекрасно бы работала, если бы все было по-честному.
Наблюдатели от государства присмотрят, чтобы авторские гонорары не разворовали посредники
Но вот уж действительно — художника может обидеть каждый. Ведь мысли творческого человека заняты исключительно искусством: ему не интересно, да он и не умеет считать деньги. Он искренне верит, что его произведение стоит именно столько, сколько ему предложили. И если сумма оскорбительно мала, он обижается и замыкается в себе, даже перестает творить — мол, его творчество никому не нужно, его не ценят и не понимают. Ему даже не придет в голову, что произошла банальная кража — некий посредник положил в карман львиную долю чужого — в данном случае его, автора — гонорара.
Так, в 2013 году за свои произведения получил от РАО «полновесных» 12 копеек. Неужели выдающийся поэт-песенник, на протяжении многих лет сотрудничавший с самыми яркими звездами российской эстрады, столько заработал? Не из его ли невыплаченных гонораров и «вырос» чей-то шотландский замок?
Эксперты МВД рассказали корреспонденту «РГ», что ситуация с обворованными авторами — история не просто уголовная, а поднимающаяся на уровень проблемы экономической безопасности общества. Одно дело — стащить у зазевавшегося пассажира электрички кошелек или телефон, другое — ополовинить гонорар автора, скажем, музыкального хита. Или фильма. Тут уже затрагиваются интересы многих тысяч людей.
Подобные «творческие» конфликты имеют далеко идущие негативные последствия. И тем более обидно, что в случае с РАО мошеннические схемы прикрывались громкими именами членов Авторского Совета организации, в который входили очень уважаемые всеми люди: всенародно любимые артисты, авторы многочисленных популярнейших хитов, заслуженные деятели культуры. , , и другие выдающиеся деятели нашей культуры вопреки их воле оказались вовлечены в грязные махинации семьи Федотовых. Пользуясь их доверием, Сергей Федотов хозяйствовал в РАО по своим правилам. А после ареста его мать и по совместительству заместитель гендиректора РАО  еще долго не сдавала позиции.
Когда в июле 2016 года, вскоре после ареста Сергея Федотова, инициативная группа авторов предложила созвать внеочередную конференцию РАО, действующее руководство организации заочно объявило заседание нелегитимным и заговорило о рейдерском захвате общества. Идею об организации конференции поддержало большинство авторов-членов РАО со всей . В августе она была проведена — в строгом соответствии со всеми правилами и нормами. На заседании был утвержден новый состав Авторского Совета РАО. Генеральным директором общества авторы избрали , на тот момент возглавлявшего Первое музыкальное издательство. Несмотря на свое очевидное поражение, свергнутое руководство РАО продолжало сопротивляться, подавая безосновательные иски в суды и не пуская новый менеджмент на порог офиса. «Двоевластие» в РАО продлилось вплоть до декабря, пока наконец официально не зарегистрировало все решения августовской конференции. Точку в спорах о легитимности конференции и избрания нового руководства РАО поставил Басманный суд — по иску члена старого Авторского Совета РАО Леонида Величковского судом были затребованы и подробно изучены несколько десятков коробок документов, касающихся процедуры созыва конференции. Изучив направленные членам РАО уведомления, заполненные ими бюллетени для голосования, а также документы по избранию делегатов, суд принял решение о том, что конференция была проведена в соответствии с духом и буквой закона.
К счастью, к настоящему времени с ситуацией в РАО, судя по всему, уже разобрались — увы, не без участия правоохранителей. Новый гендиректор общества Максим Дмитриев начал серьезную кампанию по сокращению расходов на содержание аппарата. Так, расторгнуты договоры с четырьмя ЧОПами (зачем деятелям культуры столько охраны?), которым платили 4,5 миллиона рублей в месяц. Осталась только одна охранная организация, выполняющая тот же объем работы, но за 900 тысяч рублей в месяц. Кстати, не исключено, что работой этих ЧОПов в РАО заинтересуется Росгвардия, которой переданы функции контроля над частной охраной. По инициативе Максима Дмитриева распродается парк из почти десятка элитных и даже бронированных (кого так боялись?) автомобилей. Почти на 10 процентов сокращается численность сотрудников. И еще многое будет сокращено. Для проверки финансово-хозяйственной деятельности организации привлечена крупнейшая российская аудиторская организация — ФБК Grant Thornton. Теперь РАО будет выполнять свои задекларированные функции в соответствии с законом и под контролем самих авторов. В конце концов, авторско-правовая организация и создана для того, чтобы помогать деятелям искусства и культуры полноценно развиваться и творить, а не бороться за свое существование.
Кстати
К настоящему времени разработан законопроект, направленный на повышение прозрачности работы аккредитованных организаций по коллективному управлению, коей является РАО. Вероятно, будут внесены поправки в Гражданский кодекс и Кодекс об административных правонарушениях в части, касающейся авторских прав. Самое интересное из положений, включенных в законопроект, — пункт о «личном кабинете правообладателя». Подобные системы должны будут создать все общества по коллективному управлению. В личном кабинете автор произведения сможет узнать размер собранного вознаграждения и удержанных сумм, ознакомиться с годовой отчетностью организации по коллективному управлению и ее фондов. Будут созданы и наблюдательные советы с участием представителей госорганов и правообладателей. В общем, все просто: в творчестве и ведении уставной деятельности — полная свобода, но государственные наблюдатели вмешаются, если будет нарушен закон.
Изнутри ситуацию в РАО буквально «по полочкам» разложил известный поэт :
— РАО — это организация, изначально созданная авторами и для авторов. К сожалению, под руководством Сергея Федотова основополагающие принципы работы РАО грубо нарушались. Фактически авторы не имели доступа к управлению организацией и не понимали, что в ней происходит, а значительная часть собранных авторских вознаграждений оседала в карманах узкого круга лиц, близких к руководству. Деньги уводились из РАО мошенническим путем, из-за чего большинство авторов не получали то, что им причитается по закону. Естественно, руководство в лице Сергея Федотова и его матери не предпринимало никаких усилий, чтобы сделать систему распределения средств прозрачной, как того требуют современные реалии. Не было и речи о внедрении программного комплекса, который позволил бы авторам контролировать порядок сбора и распределения вознаграждения. Средства распределялись не на основании отчетов о фактическом использовании произведений, а по рейтингам, составленным коррумпированными менеджерами. Когда подробности о работе РАО всплыли на поверхность, доверие авторов к организации было уже практически полностью утрачено. По сути, сложившаяся криминальная ситуация в РАО дискредитировала всю российскую систему коллективного управления.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»
Видео дня. Мститель сжег коттедж знакомому
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео