Войти в почту

Америка: кто и как празднует день Мартина Лютера Кинга

Я пишу эту корреспонденцию в третий понедельник января месяца — 16 января. Согласно календарю, это День Мартина Лютера Кинга-младшего, великого американца, борца за свободу и равноправие негров Америки, лауреата Нобелевской премии мира. Внешне этот день празднует вся страна — и белые, и чернокожие, и республиканцы, и демократы. В этот день у меня почта не приходила. А на Уолл-стрите биржа бездействовала. Не работали государственные учреждения. Для большинства белых это был ещё один выходной день. Для большинства черных — очередное подведение итогов осуществления знаменитой «Мечты» Кинга. Но и это не всё. Когда в основном белый Конгресс проголосовал за учреждение Дня Кинга, он облегченно вздохнул. Обитатели Капитолия решили, что они укротили Кинга. Белая Америка восприняла его как бы омытым борной кислотой режима, восприняла его без «Мечты». И таким он оказался весьма приемлемым. Здесь кроется разгадка того, почему расисты, ненавидевшие Кинга и приветствовавшие его убийство в апреле 1968 года, вдруг возгордились им. И дело было не только в том, как говаривали древние римляне, что труп врага хорошо пахнет. Кинг, которого празднует белая Америка, уже не непротивленец злу, не американский Ганди. Он почти «свой». Но и для черной Америки он не садовник гандизма от Тихого океана до Атлантического. В последние годы своей жизни Кинг радикализировался. В 1967 году он проклял агрессию во Вьетнаме и предупредил страну, что она «играет со своей духовной смертью». Когда занялся 1968 год, Кинг начал планировать проведение кампании «бедных людей» — поход на Вашингтон миллионов униженных и оскорбленных черных, белых, латинос. Он ультимативно потребовал от властей ежегодно тратить на ликвидацию бедности 30 миллиардов долларов. В марте 1968 года Кинг прилетел в Мемфис, где бунтовали мусорщики. Кинг устроил демонстрацию, которой отнюдь не пахла ненасилием. Расисты возмутились: Кинг нарушил заветы Ганди! Мусорщики пускали в ход кулаки! Кинг вымогает у властей миллиарды! Это не гандизм, а социализм! — ревела белая Америка. Неделю спустя Кинга убили. Один из столпов расизма сенатор-республиканец из штата Южная Каролина Стром Тормонд заявил, что так ему и надо, этому «подстрекателю людей». Рональд Рейган, будучи тогда губернатором Калифорнии, назвал убийство Кинга «компромиссом законности и порядка». Ничего себе компромисс. Пуля в сердце. Но со своей смертью Кинг изменился для черной Америки. И не только для радикальных «Черных пантер» и «Везерменов». Изменился он и для белой Америки, объявившей его «нежным чемпионом бесцветной страны». В Конгрессе Джон Коньерс, демократ от штата Мичиган, внес законопроект об объявлении Дня Кинга. Законопроект не прошел. Но Коньерс вносил его ежегодно. В 1983 году законопроект Коньерса был, наконец принят. Конгресс посчитал это меньшим злом. Даже Рейган, ставший к тому времени президентом, не посмел наложить вето на закон о Дне Кинга. Конгрессмены «объяснили» ему, что так будет лучше. Но вот в сенате нашелся один, до которого эта мудрость не дошла — республиканец с пеной у рта Джесси Хелмс. Он занялся флибустьерством, ставя палки в колеса принятию закона. Хелмс говорил, что Кинг был в «заговоре с коммунистами». Он предъявлял Конгрессу документ на 300 страниц, «подтверждавший» эту чушь. Наконец, «крутого» Хелмса удалось уломать. 19 октября закон о Дне Кинга вступил в силу. Но стало набирать силу и другое движение. Документ, требовавший от Рейгана использовать право вето, подписали около 50 тысяч расистов. 15 января 1986 года в канун празднования первой годовщины Дня Кинга министр юстиции Эдвин Миз в разгар битвы вокруг «аффирмативных акций» (имеется в виду инициатива равноправия, политическая программа, направленная на ликвидацию расовой и иной дискриминации – «МК») предложил отменить наем на работу афроамериканцев федеральными контракторами. Он не постеснялся заявить, что его инициатива «вполне соответствует тому, о чем мечтал Кинг». Губернатор Луизианы, республиканец Майк Фостер пошел еще дальше. Он выпустил указ, отменяющий аффирмативные акции, присовокупив, что «Кинг соглашался со мной. Я не нашел нигде в его писаниях того, что он желал дискриминацию наоборот». Но в этих «писаниях» губернатор Луизианы «не заметил» книгу Кинга «Куда мы пойдем с этого места?», в которой говорилось: «Общество, делавшее в течение нескольких веков нечто специально против негров, обязано сделать нечто специально для негров». Слова «против» и «для» были напечатаны прописью. Игра в интерпретацию «Мечты» Кинга продолжается и по сей день. Когда футболист из Сан-Франциско Колин Кэперник встал на колени в знак протеста в момент исполнения государственного гимна, то тренер Дабо Свинни сказал, что такие люди должны уехать в другую страну, подкрепив это требование… учением Кинга. Он сказал: «Я думаю, что ответ на эти наши проблемы надо искать у Кинга, когда он изменил мир любви, мира, образования и терпимости». Дальше, как говорится, ехать некуда. Хотя… В этом году празднование Дня Кинга происходило в канун инаугурации президента Трампа. Для Трампа Кинг болтун, который много говорил и ничего не сделал. Трамп отказался от встречи с негритянским кокусом в Конгрессе, возглавляемым легендарным борцом за права негров Льюисом, которому уже за девяносто. Некоторые сторонники Трампа утверждают, что он сделал огромную ошибку, отмахнувшись от негритянских лидеров. Ну, а если бы не отмахнулся? Вряд ли бы это сделало его соратником Кинга и проповедником его идей. День Мартина Лютера Кинга не объединяет Америку, а раскалывает её. И никакими прибамбасами это не скроешь. Мэлор СТУРУА, Миннеаполис

Америка: кто и как празднует день Мартина Лютера Кинга
© Московский Комсомолец