Войти в почту

Военный эксперт: F-35 – хорошо разрекламированный "порченый продукт"

ВВС США приостановили эксплуатацию десяти истребителей пятого поколения F-35 из-за выявленных неполадок, сообщил в конце минувшей недели телеканал CNN. Решение о временном прекращении эксплуатации было принято спустя месяц после того, как истребители объявили "годными к бою". Однако, по данным телеканала, было обнаружено, что "изоляционный материал в системе охлаждения топливных баков отслаивается и крошится". ВВС США назвали принятую меру "временной остановкой полетов". Дефекты были обнаружены в общей сложности в 57 самолетах. 15 из них были поставлены на вооружение, 10 – признаны готовыми к бою. Пентагон планирует в перспективе потратить до 400 млрд долларов на покупку 2,5 тысячи самолетов F-35, только в 2017 году планируется закупить 63 машины более чем на 8 млрд долларов. Программа создания Lockheed Martin F-35 Lightning II уже обошлась с учетом инфляции примерно в 1,5 трлн долларов – это самая дорогая программа производства оружия в истории. При этом разработчики самолета столкнулись с разнообразными трудностями, потратили на сотни миллиардов долларов больше, чем планировалось, и опоздали с введением самолета в строй как минимум на семь лет. Военный обозреватель, полковник в отставке Виктор Баранец в эфире радио Sputnik отметил, что американские специалисты, по сути, хотели перехитрить науку. "Американцы хотели изловчиться и перехитрить и законы физики, и одну из важнейших авиационных проблем, связанную с прочностью топливных баков. Вместо того чтобы сделать его из металла, они сделали его из композитных материалов, у которых есть одно важное свойство – при серьезных перегрузках они начинают крошиться. И теперь их высоколобые конструкторы и инженеры ломают голову, что делать – то ли дальше идти по линии композитных баков, то ли переходить на, скажем, титановые баки. Но это заставит переделывать всю промышленность, выпускающую баки, а это очень муторное и дорогое дело, и удорожает цену за самолеты", – сказал Виктор Баранец. Он обратил внимание, что решение о временном прекращении эксплуатации было принято лишь спустя месяц после того, как истребители объявили "годными к бою". "У американцев есть одна национальная особенность, в частности, это свойственно для Пентагона: они иногда просто убийственные вещи, просчеты в конструкциях, в боевой технике вообще не разглашают, это остается тайной. Тем более, это относится к вещам, связанным с F-35. Это разрекламированный самолет, "пальцы растопырены", они уже говорят, что равных ему нет, и вдруг по всему миру надо такую позорную вещь объявлять. Поэтому они и держали это в тайне, пока кто-то не проговорился из членов парламента, конгресса или, может быть, в министерстве обороны. Это всплыло и теперь яростно муссируется", – отметил военный обозреватель. По мнению Виктора Баранца, подобная информация не может не сказаться на репутации F-35 у потенциальных покупателей. "Это очень серьезный сигнал. Никто не захочет же покупать порченый продукт, хотя и хорошо разрекламированный. Я не хочу здесь злорадствовать и говорить, что все, F-35 надо на помойку выбрасывать – сегодня все будет направлено на то, чтобы устранить неполадку. Но они сами себе сильно подпортили репутацию с этим самолетом, который сейчас у них среди рекламируемого военного производства "номер один"", – считает военный обозреватель. По его словам, американцы нередко прибегали к помощи российских специалистов в области авиастроения. И в данном случае наше сотрудничество могло бы быть полезно, считает военный обозреватель. "Американцы – ушлые люди, там, где их научная школа упирается в тупик и они не могут разрешить какой-то технический узел, они "ластятся" к российскому ВПК, контачат, вызывают на консультации, некоторых наших инженеров-конструкторов таскают по всей Америке. Да, у нас было такое сотрудничество, а потом американцы "нагадили" сами себе, объявив нам санкции. И мы абсолютно резонно сказали: ребята, раз так, расходимся спина к спине", – заключил Виктор Баранец.