Войти в почту

Превосходство Ми-28НМ: «Суперохотник» стал неуязвим

Авиационная техника с момента боевых действий в Афганистане прошла длинный и непростой путь. За время военных конфликтов вертолеты - основные действующие лица войны - неоднократно подвергались переработкам и улучшениям. Ми-28НМ, появления которого с нетерпением ожидают не только зарубежные покупатели российской авиатехники, но и сами военные, получит все самое лучшее для работы в условиях современной войны - от переработанных систем управления, до уникального радиолокационного оборудования. «Авангард-3» Начальник 344-го ЦБП Андрей Попов, в одном из интервью заявивший, что новейшая модификация Ми-28 с литерой НМ будет существенно отличаться от уже используемого вертолета не обманул ожиданий любителей авиационной техники. Первые фотографии машины, которую сотрудники МВЗ им. Миля выкатали на площадку летно-испытательной станции в подмосковных Люберцах повергли привыкших к облику «мышонка» в недоумение и шок - вертолет разительно отличается от тех машин, что уже активно эксплуатируются. Несмотря на то, что первый полет Ми-28 состоялся в 1996 году, самую передовую его модификацию начали активно разрабатывать лишь в 2009 году. Специалисты объясняют, что поздний старт активных работ по НИОКР «Авангард-3» связан с целой массой причин, одной из который является (как бы странно это не звучало) активное внедрение новейших разработок. Специалисты профильных НИИ поясняют, что именно к началу 2010 полностью сформировалось понимание среды, в которой машина и ее экипаж будут выполнять поставленные задачи. Если сформировать длинное и не очень понятное предложение в пару слов, то звучать это будет примерно так: «Активное противодействие». Причем, под термином «АП» специалисты просят понимать совокупность факторов, которые будут влиять на боевую винтокрылую машину в тот момент, когда она войдет в «зону риска» и начнет применять вооружение. В «Изделие-296», как объясняют авиационные инженеры, вложили в первую очередь безопасность. Привычные и понятные танкистам термины «активной» и «пассивной» защиты тут тоже в самый раз вспомнить - в вертолет с литерой «НМ» внедрили все лучшее из средств повышения живучести, что на сегодняшний день предлагает российский ВПК - от бортовых комплексов обороны до переработанной бронезащиты. Получасового разговора с экспертами и профильным инженерами оказывается достаточно, чтобы понять - два одинаковых с виду вертолета отличаются друг от друга чуть менее, чем полностью. «Новый вертолет и предыдущий являются аналогами по компоновке. Другое дело, что сейчас внедряются новые системы, агрегаты и материалы - запуск их в серию оказался делом непростым, но очень нужным», - объяснил военный эксперт Виктор Мураховский. «Верните нос!» Одно из главных нововведений, как и следовало ожидать, кроется в области средств обнаружения. Главный спор авиационных эстетов разразился вокруг небольшой, казалось бы, детали - носового обтекателя, которого в версии с индексом «НМ» нет. Без него, мол, вертолет не похоже на те, что уже на вооружении. Однако печалиться в этом случае не стоит - скорее всего, от использования обтекателя отказались просто потому, что все функции теперь выполняет всеракурсная надвтулочная РЛС Н025Э, которую прежде устанавливали только на экспортные модификации. Благодаря специалистам Государственного Рязанского приборного завода Ми-28НМ будет видеть дальше и обнаружит больше целей - в условиях того самого «активного противодействия», в том числе и радиоэлектронного, неоспоримый плюс. Правда, относительно РЛС, которую большинство экспертов не торопится называть аналогом экспортной, есть масса вопросов - вполне вероятно, что взятая за основу Н025Э серьезно переработана и представляет собой скорее модель с расширенными характеристиками, нежели доработку экспортной версии. К тому же, как указывают специалисты, бортовое оборудование Ми-28НМ претерпело существенные изменения. По словам источника «Звезды» в ОПК, существенную работу провели не только над средствами обнаружения и наведения, но и уделили значительное внимание помехозащищенности средств связи. Но и это еще не все. Советник первого заместителя генерального директора КРЭТ Владимир Михеев заявил, что российские специалисты завершают испытания лазерной станции подавления, которая обеспечит защиту модернизированного вертолета Ми-28НМ «Ночной охотник» от ракет. По словам Михеева, новая разработка позволит «уводить» от вертолета все существующие и разрабатываемые ракеты с тепловой головкой самонаведения. Электронные «мозги» вертолета так же подверглись доработке - эксперты заявляют о серьезном внимании к производительности бортовых компьютеров и активным работам над программным обеспечением, благодаря которым стало возможно совершать посадки не просто в автоматическом режиме, но и фактически, вслепую. О том, что такая возможность имеется, сообщил заместитель министра обороны России Юрий Борисов. «Это всепогодный, всесуточный вертолет - в этом его кардинальные отличия. Он получит практически новый навигационный комплекс, разведывательный комплекс, новую оптику, новую систему управления, которая позволяет осуществлять «слепую» посадку. Ми-28НМ обладает всеми преимуществами вертолета, который сегодня востребован на рынке. Испытания сейчас на финише», - сообщил Борисов. Глубина изменений И хотя полный список доработок, скорее всего, производитель еще долго не опубликует, весь масштаб создания нового вертолета можно ощутить уже сейчас. Доработанная конструкция лопастей, повышающая скорость и новые двигатели ВК-2500П-01/ПС взамен поставляемых ранее украинской компанией «Мотор-Сич» - все это заботливо интегрировали в конструкцию новой машины. Обращает на себя внимание и переработанная система размещения и управления вооружением - судя по фотографиям, совершенно точно изменилась конструкция 30-мм пушки, контейнер для боеприпасов и скорее всего, изменилась оптико-локационная система, благодаря которой наведение и удержание цели можно обеспечить даже в тот момент, когда вертолет активно маневрирует. Разговоров о том, кому «рулить» вертолетом долгое время не наблюдалось. Ровно до той поры, пока речь не зашла о машине с двойным управлением. Несмотря на то, что среди экспертов и военных наблюдается огромное количество споров относительно необходимости наличия двойного управления, сами летчики на этот счет высказываются однозначно. «Вертолет - это сложная машина. Несмотря на то, что обязанности строго разделены, наличие двойного управления сулит некоторые преимущества - переработана эргономика кабины летчика и штурмана-оператора, изменено остекление. Помимо этого, наличие двойного управления позволяет увести машину в том случае, если бронестекло будет повреждено и летчик будет не в состоянии управлять машиной. Тогда штурман-оператор сможет взять управление на себя и совершив маневр уйти из-под обстрела», - поясняют летчики ЮВО, освоившие Ми-28. Экспортный потенциал Ми-28 с двойным управлением уже поставлялись зарубежным заказчикам. В частности, ВВС Ирака в ходе последней поставки по контракту 8 июля 2016 получили две машины с индексом «НЭ» - вертолеты темного цвета, оснащенные РЛС Н025Э и двойным управлением закрыли сделку России и Ирака, заключенную в 2012 году. Следующим крупным покупателем для российских вертолетов стал Алжир - подписанный контракт предполагает поставку 42 машин с литерой «НЭ» и двойным управлением уже является доказательством того, что схема с двойным управлением будет востребована и дальше. Однако в данный момент, по словам специалистов, представители ВС Алжира активно изучают возможность получить вместо уже заказанных Ми-28НЭ более совершенную модификацию Ми-28НМ. Интерес алжирских военных легко понятен - по целому ряду параметров Ми-28НМ стоит на ступень выше уже заказанных машин, и в случае, если «Рособороэкспорт» даст добро, ВВС Алжира смогут обзавестись более современными машинами, а российский вертолет продолжит экспансию на рынок вооружений. Помимо прочего, в сумму, равную примерно миллиарду долларов оценивают поставки вспомогательного оборудования и средств поражения для вертолетов Ми-28, а в связи с нарастающей активностью ИГИЛ в Ливии можно заключить, что наличие современных боевых вертолетов на границе Алжира и страны, набитой террористами под завязку будет способствовать (в случае необходимости) купированию угрозы в самые короткие сроки. Учитывая, что испытания Ми-28НМ идут в строгом соответствии с графиком, есть все основания полагать, что все заказчики этого вертолета могут рассчитывать на своевременные поставки. Тем более, что завершить испытания и передать вертолет для опытной эксплуатации военным производитель планирует уже до конца 2016 года, а старт серийного производства запланирован на 2017-й год. Автор: Дмитрий Юров

Превосходство Ми-28НМ: «Суперохотник» стал неуязвим
© ТК «Звезда»