Ведомости 17 февраля 2016

В усадьбе Муравьевых–Апостолов открылась выставка «Генезис» Себастьяна Сальгадо

Себастьян (вопреки традиции он назван на этот раз Себастио) Сальгадо знаменит давно как автор больших проектов, где монументальные живописные фотографии доносят до зрителя важное послание. Например, о тяжелой жизни трудового народа — десять лет назад на Московской фотобиеннале сильнейшее впечатление произвели его «Рабочие. Археология индустриальной эпохи», для этой серии Сальгадо объездил несколько стран, как и для других своих проектов.
«Генезис» рассказывает о тех местах Земли, где природа не потеряла своей первозданности, а люди, звери и птицы живут в ней, как и было задумано Создателем. Кто бы ни скрывался под этим именем, он все продумал, что и показывают фотографии Сальгадо. На них оперение чернобровых альбатросов напоминает ландшафт Фолклендских островов, где гигантские птицы и обитают; протекающая по горной гряде река Дантли в национальном парке Канады видится ее кровеносной системой; глазастый лемур на Мадагаскаре неотличим от коры дерева, на котором спрятался; женщины деревни Зое в Южной Амазонии возлежат на пальмовых листьях, как созревшие плоды.
Гармония совместной жизни всех созданий природы, запечатленная в «Генезисе», совсем не умиротворяющая. Черно-белые снимки большого формата торжественны, как органная фуга, их композиции динамичны и закручены, как в барочной живописи, а все оттенки черного и серого нагнетают значительность и драматизм: вокруг горных вершин облака клубятся так, словно процесс творения их еще не закончен. Из почти трех сотен снимков можно насчитать разве что десяток вызывающих нежность, но и то в первый момент — если вереница пингвинов, спускающихся с гор к морю, покажется умилительной, то скалы и небо напомнят смотрящему о его личной малости в этом грандиозно задуманном и блистательно воплощенном мире. Сальгадо восхищается первозданной природой и свое преклонение перед ее величием передает зрителям.
Он снимал для «Генезиса» восемь лет, объездил сто стран, сделал тысячи фотографий. На сайте выставки написано, что ее за пять лет посмотрели 3 млн зрителей в 25 странах — все грандиозно. На вернисаже в усадьбе Муравьевых-Апостолов, где идет первая для этого места выставка, рассчитанная на массовый успех, Сальгадо с увлечением вспоминал о поездке на Ямал, где кочевал с ненцами, ведомый, как и они, направлением ветра и силой мороза. И видно было, что он не устал удивляться миру, хотя и любит напомнить в интервью, что ему уже больше 70.
Техническое совершенство его снимков и их сюжетная необычность — бесспорное достоинство, но оно и опасно. Лениво глядя на впечатляющие, невероятные картины природы, кто-то может подумать, что это фокусы фотошопа. Однако многие кадры ну никак не составишь, их можно только увидеть, потому что реальность богаче фантазий и таких людей, гор и небес еще никто из художников не придумал. Так что смотреть «Генезис» надо не отдельно, по снимкам, а как единое целое, только тогда автору доверяешь и понимаешь, насколько он превзошел многих мастеров, специализирующихся на видах природы.
Подписи к фотографиям здесь познавательны и служат подтверждением подлинности: «Шрамирование осуществляется с помощью острых камней, ножей, крючков или лезвий бритвы. На рану посыпается зола, которая вызывает инфекцию и рост рубцовой ткани. Деревня сурма в Регии. Национальный парк Омо вблизи от Маджи, Эфиопия. 2007». Прочтя такое, уже не сомневаешься, что узоры на человеческой груди не наклеенные бусинки. Только сам по себе такой кадр может показаться постановочным, а вместе с сотнями других подтверждает, что городская, цивилизованная форма жизни не единственная на этом свете.
До 17 мая
Это неполный текст новости
 Ещё 3 источника 
Комментарии
Читайте также
Трамп опроверг разногласия по КНДР в Белом доме
Россия вернет Турции 1 млрд
975
Парижане вышли на улицы
2
Анкара обвинила Берлин в двойных стандартах