Войти в почту

Владимир Невоструев: «Строительство легендарной железной дороги Ижевск-Балезино – это великий трудовой подвиг наших земляков»

9 февраля отмечается памятная дата Удмуртии – День окончания строительства и сдачи в эксплуатацию железной дороги сообщением Ижевск – Балезино, важного стратегического объекта Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Об этом сообщает пресс-служба Госсовета республики. Председатель Государственного Совета Удмуртии Владимир Невоструев отметил, что железная дорога, соединяющая Пермскую и Казанскую магистрали, улучшила снабжение фронта боевой техникой и продовольствием. Ее создали за год. Строительство легендарной железной дороги Ижевск-Балезино стало настоящим трудовым подвигом наших земляков. 146 километров железнодорожного пути строили практически голыми руками почти сорок тысяч подростков и пожилых людей. Ни днем, ни ночью не прекращалась работа. Это истинный трудовой подвиг, и о нем мы должны помнить всегда. Я хочу выразить слова искренней благодарности каждому, кто трудился на этой грандиозной стройке, кто отдал здоровье и даже жизнь ради Победы и сегодняшнего мирного неба. Низкий поклон ветеранам трудового фронта, которые сегодня встречаются с нашей молодежью и рассказывают, какой ценой досталась нам Победа в Великой Отечественной войне. Помня о тех, чьим трудом была выполнена эта важнейшая задача, чьим беспримерным мужеством и патриотизмом была завоевана Великая Победа, Государственный Совет принял решение на законодательном уровне утвердить дату 9 февраля, когда была сдана в эксплуатацию железная дорога Ижевск-Балезино, в качестве официальной памятной даты Удмуртии. Это дань вечной памяти, глубочайшего уважения и безмерной благодарности нашим землякам Владимир Невоструев, председатель Госсовета Удмуртии Строительство железнодорожной ветки Ижевск-Балезино началось в Удмуртии 79 лет назад, в январе 1942 года. Основной объем работы выполняли колхозники региона. 25 ноября 1941 года Удмуртский обком ВКП(б) мобилизовал на работы 12 тыс. пеших и 4 тыс. конных колхозников из 29 районов республики. Каждому району республики определили задание. Земляные работы и искусственные сооружения производились сразу по всей линии и завершились в 1942 году. Пути укладывали одновременно с юга и севера. Летом 1942 года на строительстве ежедневно работали 24 тыс. пеших и 7,5 тыс. конных колхозников. Дорога строилась круглый год в условиях, приближенных к фронтовым. Трудились женщины, старики, подростки. Из рапорта строителей железной дороги Ижевск-Балезино, колхозников Удмуртской АССР Иосифу Сталину «… Ни днем, ни ночью не прекращалась работа. В 54-градусные морозы, в пургу и метели, под проливным осенним дождем десятки тысяч колхозников и колхозниц трудились на трассе, забывая о сне и отдыхе. У каждого… было одно желание – работать так, как подобает гвардейцам тыла, быстрее построить дорогу, которая так необходима Родине…» В марте 1943 года по дороге запустили рабочее движение. 10 января 1944 года комиссия Наркомата путей сообщения СССР приняла дорогу во временную эксплуатацию с оценкой «хорошо». 9 февраля 1945 года железнодорожную линию приняли в постоянную эксплуатацию. Как отмечается в сообщении, только за 1943 и 1944 годы по линии Ижевск-Балезино перевезли более 1 млн 600 тыс. т различных грузов, включая спецдревесину, рудостойку и топливо Согласно закону «О праздничных днях и памятных датах Удмуртии» от 24 ноября 2020 года, 9 февраля – официально День окончания строительства и сдачи в эксплуатацию железной дороги Ижевск – Балезино.

Владимир Невоструев: «Строительство легендарной железной дороги Ижевск-Балезино – это великий трудовой подвиг наших земляков»
© ИА «Удмуртия»