В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Украина готовится к рекордному урожаю с минных полей

Министерство аграрной политики выпрашивает у западных покровителей машины для разминирования посевных территорий на юге и северо-востоке. Иначе посевные площади сократятся на семь миллионов гектаров (это почти четверть пахотных земель), что напрямую повлияет на будущий урожай.

Украина готовится к рекордному урожаю с минных полей
Фото: Свободная прессаСвободная пресса

Видео дня

То есть Украина сможет поставить на экспорт зерна на четверть меньше, чем обычно, и мировой рынок зерновых опять будет лихорадить. В прошлом году, когда поставки украинского зерна снизились почти на 40%, в первой десятке его крупнейших получателей оказались , , , , , , , , и . При этом западные страны нарастили закупки, раскошелившись на целых 625 миллионов долларов против 380 миллионов годом ранее.

А вот все остальные их сократили почти в семь раз – до 146 миллионов долларов против 967 миллионов долларов. Возможно потому, что им украинского зерна просто не досталось. В Африке даже призрак голода замаячил, в весь остальной мир заговорил о «продовольственном кризисе» и «зерновых сделках». Геморрой был еще тот. Так вот, в этом году будет еще хуже, пообещал Тарас Высоцкий, замглавы министерства аграрной политики Украины.

«С точки зрения тех площадей, которые могут быть доступны для посевной, это только Николаевская, Херсонская и Харьковская области. Есть риск, что около полумиллиона гектаров может быть не засеяно как раз из-за проблем с разминированием», – заявил он.

Примечательно, что украинские аграрии засуетились, несмотря на то, что пообещал запустить программу гуманитарного разминирования территории Украины. Об этом премьер-министр Украины радостно сообщил в начале февраля после встречи с главой дипломатии ЕС Жозепом Боррелем. Европе этот гуманитарный жест должен обойтись в 25 миллионов евро. Киеву, что, этого мало? Или обнаруживший более 200 мин пёс-сапёр Патрон, получивший из лап Зеленского медаль «За преданную службу», уже не справляется?

«Опять доят европейцев! Сначала нужны были деньги для минирования, теперь для разминирования... Это ж надо так уметь на деньги разводить».

«А Зеля, что, уже победил, что посевной решил заняться?».

«Наверняка они эти машины на поле боя потом будут использовать».

«Что, карт минных полей у них нет? Потеряли, как карты с обозначением могильников ЧАЭС?», – активно обсуждают новость пользователи Сети.

Впрочем, карты минных полей тут ситуацию не спасут, считает офицер инженерно-сапёрных войск в отставке Петр Маслов.

– Вы минное поле себе хорошо представляете? Там же не одна-две-три мины, которые можно обезвредить вручную. Даже если схемы минирования имеются, со всеми обозначениями, прикиньте, сколько времени на это уйдёт. Вот поэтому и применяют машины для разминирования, которые быстро и эффективно подрывают сразу много мин. И меньше риска для людей.

Наверняка же слышали выражение: сапёр ошибается только один раз. В зоне боевых действий сапёры работают руками, если нужно действовать тихо, чтобы враг не заметил. Для всего остального используются специальные боевые машины. А выковыривать по одной мине на пахотном поле – это уже мазохизм какой-то. Для этого есть специальные робототехнические комплексы для гуманитарного разминирования.

«СП»: Возможно ли, что украинская сторона просит машины для разминирования, чтобы использовать их на поле боя?

- В это я не верю. Ведь, судя по новостям, технику просят аграрии. А им военные робототехнические комплексы никто не даст. У , в принципе, есть чем поделиться. У них, есть, например, штурмовая инженерная машина М1150, созданная на базе танка М1 «Абрамс». Эта махина весит 65 тонн и способна одним махом создать проход длинной в 100 метров и шириной в 8 метров. Но просить такие машины должно другое ведомство.

Что ж, примем на веру то, что Киев озаботился посевной, которая не за горами. Но опыт прошлого года показал, что её начало может привести к череде трагедий. Ведь ВСУ минировало сельхозполя хаотично, наспех, зачастую без составления карт минных полей и без выставления предупредительных знаков. И если до начала спецоперации они практиковали это только на территории Донбасса, то после 24 февраля они занялись сельхозугодьями Харьковской, Черниговской и Сумской областей.

Во время прошлогодней посевной уже были случаи подрывов сельхозтехники на противотанковых минах и даже гибели людей. В этом году ситуация еще больше усугубилась, потому что площадь потенциально опасных территорий увеличилась. А в прифронтовых районах всё еще хуже: кроме мин там еще и неразорвавшиеся снаряды могут быть.

Там, кстати, возникает ещё одна проблема: известно же, что украинцы всегда жили за счёт приусадебных хозяйств. Это в Подмосковье с глиной и суглинком несколько яблонь и пара грядок с картошкой уже считаются садом и огородом. А на Украине всё по-взрослому.

Вроде у человека дача для отдыха, а на даче – курочки, кролики, коза. На селе вообще почти всё своё. Но птицу и скотину нужно чем-то кормить. А ту же траву накосить – проблема, на лугу могут вдруг оказаться противопехотные мины. Или пойдёшь вскопать грядку, а в земле – неразорвавшийся снаряд. Плюс многие мужчины попали под призыв. А без крепких мужских рук как тянуть птицу, скот и огород? Жители освобождённых территорий рассказывали, что пережили трудный период на запасах с 2021 года. А сейчас у них и зарплаты, и пенсии, и детские пособия. Но как будут люди в Незалежной выживать, если хозяйство порушится?

И, если уж обсуждаем разминирование, то надо сказать, что российским инженерно-сапёрным войскам пришлось потрудиться и в Волновахе, и в , и в других населённых пунктах и на сельхозугодьях ДНР и ЛНР.

При отступлении ВСУ активно минировали не только военные, но и гражданские объекты. Сельскохозугодья и другие открытые участки местности российские сапёры расчищали при помощи спецтехники. Одним из основных средств такого назначения является робототехнический комплекс «Уран-6» с тралами разных типов. Также используется проверенная инженерная техника советских времен, которая всё еще вполне надёжна. Все это позволяет обезвреживать мины дистанционно и без рисков для личного состава.