Войти в почту

Локализация в автопроме не была доведена до логического совершенства

Председатель правления, генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов, говоря о тренде на создание национальных чемпионов, вспомнил, что в 2008 году принималась стратегия развития автопрома. Тогда рассматривалось создание единого государственного холдинга, который мог бы получить технологический суверенитет и позволил бы развиваться безотносительно мировых вызовов.

Локализация в автопроме не была доведена до логического совершенства
© РЖД-Партнер

Поскольку бизнес не готов был пойти на такое объединение, от этой стратегии пришлось отказаться. Вместо этого была предложена альтернатива – привлечение в РФ иностранных концернов и локализация.

«Но, к великому сожалению, вся эта локализация по разным причинам не была доведена до того логического совершенства, в котором она была исполнена, например, в Китае. Большинство компонентов остались нелокализованными. И, что самое неприятное, на нашем автомобильном лидере АвтоВАЗе произошла делокализация», – говорит он.

Решение о привлечении в страну иностранных концернов и локализации было выбрано, так как в любом машиностроении – и автопроме в частности – ключевое значение имеют объемы производства. Невыгодно и неэффективно производить менее 3 млн автомобилей, 600 тыс. двигателей и 300 тыс. коробок передач. Другими словами, эти показатели на мировом рынке являются ключевыми лакмусовыми бумажками конкурентоспособности.

По мнению А. Рахманова, объем выданных субсидий иностранным компаниям оказался чрезмерен.

«Чему это нас учит? Я считаю, что государство, наверно, должно выбрать тренд на создание «Национальных чемпионов». Разрулить все эти старые споры между, извините, условно назову, олигархами для того, чтобы сказать: «Наверное, лучше иметь одного эффективного, чем двух неэффективных», поделив объемы, раздробив их», – говорит он.

Согласно его точке зрения, в новых реалиях и при создании технологического суверенитета необходимо применять другие принципы к формированию производства.

«Государству важно сбалансировать эти вещи – прийти от зарегулированности к созданию условий, которые приведут к существованию таких «Национальных чемпионов» с достаточным давлением на них, с тем чтобы они не вставали на монопольные позиции. Мне кажется, нужно принять просто ключевые политические решения в каждой отрасли и просто им следовать», – резюмировал он.