Войти в почту

Где используют беспилотники и почему в России их не хватает?

В России возник дефицит коммерческих и любительских беспилотников, подтвердили Business FM участники рынка.

Где используют беспилотники и почему в России их не хватает?
© BFM.RU

Ранее «Коммерсантъ» писал, что после начала спецоперации цены на дроны выросли в среднем на 30% и больше, как и стоимость всей электроники, на фоне инфляции, нехватки комплектующих и перебоев в логистике. Есть и другие причины.

Коммерческие дроны используются бизнесом и государством в разных областях. Например, в горнодобывающей промышленности они помогают строить цифровые модели рельефа. По точности результат близок к данным лазерного сканирования, но намного дешевле.

С помощью беспилотников спасатели ищут людей: встроенные в аппараты тепловизионные камеры обнаруживают объект по теплу, исходящему от его тела. А ученые следят за популяцией редких животных и охраняют их от браконьеров. Вещь востребованная, причем не только у профессионалов, но и у любителей. В этом сегменте тоже образовался дефицит, говорит генеральный директор ассоциации предприятий AeroNext Глеб Бабинцев.

Глеб Бабинцев генеральный директор ассоциации предприятий AeroNext«Они стали гораздо активнее использоваться для разных задач, для гражданских и для специальных, и очень большой расход этой техники сегодня происходит с любой стороны. Она позволяет подняться на небольшую высоту, заглянуть, условно, за угол, через дом, через лесок и так далее, поэтому да, есть определенный дефицит, но сегодня их можно купить, правда, за очень большие деньги. Людям, условно, нужны именно любительские беспилотники для того, чтобы сделать селфи себя любимого где-нибудь на пляже, на отдыхе, в походе и так далее. Такие маленькие, карманные».

Беспилотники для съемки активно используют не только на пляжах: с их помощью снимают кино и рекламу, их используют популярные видеоблогеры. Оператор, пилот дронов и основатель компании по аэросъемке с квадрокоптеров «Хей Дрон» Дмитрий Поляков говорит, что в его компании больше десяти дронов. Проблема в том, что это не обычная видеокамера, которая может прослужить долго. Беспилотники часто разбиваются и ломаются, их приходится чинить. Несмотря на это, ситуация не критичная, выход есть, и бизнес пока никак не пострадал, рассказывает Дмитрий Поляков.

Дмитрий Поляков оператор, пилот дронов и основатель компании по аэросъемке с квадрокоптеров «Хей Дрон» «Вот у меня есть дроны-долгожители, какие-то неубиваемые, с 2016 года. У нас бывают особо рискованные задачи, когда есть риск потерять дрон, тогда мы запускаем этих старичков, и они в принципе справляются со своими задачами так, что если не падать, не разбивать дрон, может служить до семи лет. Дроны — это техника с очень высоким риском к потере, они падают, разбиваются. Я настроен оптимистично, потому что параллельный импорт существует, все равно так или иначе завозятся сюда, пусть и по завышенным ценам, «серые» дроны, будем пользоваться ими».

«Серые» дроны, о которых говорит Дмитрий Поляков, — это беспилотники китайской компании DJI, которая занимает 90% рынка гражданских дронов. DJI в апреле приостановила поставки в Россию, и это сильно давит на отечественный рынок аппаратов, отмечают эксперты.

Также проблемы с устройствами могли возникнуть из-за того, что их массово отправляют в ДНР и ЛНР — в зону боевых действий. Вообще, производитель дронов DJI ушел из России именно для того, чтобы его продукцию не использовали в вооруженном конфликте на Украине. Но она там есть, уверены военные эксперты, так как эта технология в таких условиях незаменима. Продолжит заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Дипломатической академии МИД, консультант «ПИР-центра» Вадим Козюлин.

Вадим Козюлин заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Дипломатической академии МИД, консультант «ПИР-центра» «Дальность действия у коммерческих беспилотников, которые производит, например, фирма DJI, 6 километров, это если поддерживается связь. Но есть опция и другая, поэтому у дрона закладывается маршрут, и он может улетать по карте, возвращаться, привозя запись на флешке, так что это довольно эффективное средство для такой тактической разведки, в зоне боевых действий очень полезная вещь. Даже хотя бы заглянуть за угол — спасает жизни. В Соединенных Штатах есть беспилотники размером, скажем, с воробья, и буквально на уровне взвода командир может запускать его, чтобы облететь здания и посмотреть, где есть пулеметные гнезда, где есть люди. Добровольцы, волонтеры собирают средства, идут в магазин и отправляют по почте туда, ближе к, как говорится, линии соприкосновения».

Так называемые карманные, маленькие коптеры в России не производят, только сейчас их начали разрабатывать. Эксперты ожидают, что уже через полгода может запуститься серийное производство. Что касается более профессиональных беспилотников, Россия зависима в основном по части компонентной базы и специальных микросхем. Но многие, как говорят участники рынка, раньше уже делали дизайны плат сами и производили их на спецоборудовании. Так что замещение с трудом, но уже началось. Чтобы его закончить, понадобится от трех до семи лет.