Войти в почту

Как готовят специалистов нового поколения, которые будут развивать российский авиапром

Летом прошлого года стало известно, что Россия выделит до 2030 года 1,5 трлн рублей на развитие авиационной промышленности. Предполагается, что через несколько лет российские предприятия увеличат объем выпуска гражданских самолетов и вертолетов (а также авиадвигателей и комплектующих к ним) как минимум в пять раз. Однако уже сегодня предприятия авиапрома сталкиваются с нехваткой квалифицированных сотрудников, а компетенции выпускников профильных учебных заведений часто оказываются оторванными от реальных потребностей отрасли. Решить эту проблему призван открытый в Уфе производственно-учебный центр авиакластера госкорпорации «Ростех», первый из серии планируемых. Подробнее о центре, его модели обучения, преподавательском составе и перспективах выпускников — в тексте InScience.News.Российский авиапром получит государственную поддержку в размере 1,5 трлн рублей до 2030 года. Эти средства будут направлены на разработку и запуск производства новых российских гражданских самолетов, вертолетов, двигателей и авионики, а также поддержку льготного лизинга отечественной авиатехники.Серийное производство лайнера МС-21 начнется уже в этом году. Фото: ОАКУже в этом году начнется серийное производство новейшего среднемагистрального лайнера МС-21 и многоцелевого вертолета Ка-62. В 2024 году планируется начать выпуск максимально «импортозамещенного» Суперджета и первого российского офшорного вертолета Ми-171А3, за ними последуют региональные самолеты Ил-114 и «Байкал», а также легкий вертолет VRT-500. Все машины будут оснащаться новейшими российскими двигателями и авионикой.Первый российский легкий вертолет VRT-500. Фото: Вертолеты РоссииВсего к 2030 году предполагается произвести около тысячи новых гражданских самолетов и примерно столько же вертолетов (для сравнения — сейчас в год выпускается всего около 20 гражданских самолетов и около 50 вертолетов). Это позволит довести долю отечественных самолетов в российских авиакомпаниях с текущих 10% до как минимум 70, а также кардинально обновить парк отечественной винтокрылой техники, средний возраст которой приближается к 20 годам.Новейший авиационный двигатель ПД-14, который будет устанавливаться на самолет МС-21. Фото: ОДККак рассказал InScience.News замгендиректора Ассоциации авиационных производителей Андрей Петрушинин, утвержденная программа развития авиапрома даст колоссальный импульс всей российской промышленности и станет одним из ключевых драйверов роста экономики России на многие годы вперед. «Увеличение производства авиатехники обеспечит рост спроса на продукцию десятков смежных отраслей — начиная от выпуска алюминия, титана и композитов и заканчивая двигателями, авиационными агрегатами и сложнейшей авионикой. Это даст рост загрузки сотен предприятий по всей России, создаст тысячи новых рабочих мест», — отметил он.Сложнейший технологический уровень продукции авиапрома, а также масштабная автоматизация и роботизация авиационных производств требуют от специалистов и рабочих новых навыков и квалификаций. 25 августа 2021 года в Уфе на базе «Уфимского моторостроительного производственного объединения» (крупнейший производитель авиадвигателей в России, входит в «Объединенную двигателестроительную корпорацию») был открыт первый производственно-учебный центр авиационного комплекса Ростеха, который будет готовить мультиквалифицированные кадры для работы на предприятиях авиапрома.Здание производственно-учебного центра. Фото: ОДКДля центра было построено отдельное здание площадью 14 тысяч квадратных метров. Оно включает в себя как учебные аудитории и лаборатории, так и производственные участки, на которых установлено более 220 современных станков, используемых в реальном цикле изготовления авиационного оборудования. Инвестиции Ростеха в создание центра составили 2,4 млрд рублей. В год здесь будут обучаться более двух тысяч человек.Кадры новой формацииОсновная цель центра — обеспечение предприятий авиакластера Ростеха высококвалифицированными специалистами и повышение качества их подготовки. «С учетом понимания потребности предприятий в высококвалифицированных специалистах, было принято решение о том, чтобы трансформировать модель их подготовки. Сегодня перед нами стоят амбициозные задачи трансформации производственных систем, что позволит увеличить производительность труда и качество продукции. Именно поэтому заводам необходимы высококвалифицированные кадры новой формации», — отметила Людмила Берешева, директор производственно-учебного центра госкорпорации «Ростех» в эксклюзивном интервью для InScience.News.Перед центром стоят три основные задачи: трансформировать программы обучения, развить системы наставничества и эффективно использовать ресурсы для подготовки высококвалифицированных кадров. «Миссия производственно-учебного центра — трансформация производственной системы предприятий авиапрома путем подготовки кадров новой формации», — отметила она.В Центре установлены самые современные станки, используемые в реальном цикле производства авиационного оборудования. Фото: ОДКПредприятия авиакомплекса Ростеха уже сталкиваются с нехваткой специалистов. Не секрет, что престиж профессии рабочего в последнее время сильно упал. Кроме того, зачастую обучение, которое проходят специалисты в организациях среднего профессионального и высшего образования, преимущественно направлено на теорию и оторвано от реального производства.Из-за этого, когда выпускники с дипломами таких организаций приходят на работу на предприятия авиапрома, Ростех вынужден тратить много ресурсов и времени для их переподготовки. «Одна из основных целей — готовить специалистов, максимально адаптированных к задачам производства, с нужной квалификацией и компетенциями», — поделилась директор производственно-учебного центра госкорпорации «Ростех».«Рабочий — это суперпрофессионал»Берешева обратила особое внимание и на то, что сегодня в обществе сложился стереотип, что рабочий — это человек, выполняющий одну и ту же механическую монотонную операцию на станке. «Мы готовим рабочих новой формации, и у нас рабочий — это суперпрофессионал, обладающий компетенциями, позволяющими работать не менее чем на пяти видах станков, способный осуществлять мелкий ремонт и работать в разных цехах», — заявила Берешева.Как же достигается такой уровень профессионализма? Обучение в производственно-учебном центре госкорпорации включает в себя проектные методики. Это означает, что рабочие принимают участие в самых разных процессах производства: от проектирования до сборки узлов. «Наши рабочие понимают не только технологические процессы изготовления деталей, но и основные этапы их проектирования», — рассказала директор центра. Таким образом, это поможет им в будущем контролировать создание детали на этапах моделирования и сборки. То есть развиваются и коммуникативные, и менеджерские способности.Берешева обратила внимание и на то, что производственно-учебный центр госкорпорации «Ростех» не имеет аналогов в России благодаря практико-ориентированному обучению. Студенты занимаются на оборудовании, которое используют на реальных производствах. Благодаря такому подходу рабочие новой формации получат актуальные знания и будут уметь работать по самым современным методикам. «Практико-ориентированное обучение — это обучение, где 30% теории и 70% — практики», — пояснила Берешева. Преподают в центре опытные специалисты с производства, которые понимают все технологические процессы.Программы будущегоСегодня в центре реализуются пять программ обучения. Первая — это подготовка мультиквалифицированных специалистов — станочников широкого профиля, которые обучаются пяти профессиям с получением третьего — четвертого разряда. По этой программе необходимо обучаться два года. Стоит также обратить внимание, что на каждом этапе обучения проходит независимая оценка квалификаций (кроме привычной итоговой аттестации в виде экзамена). Эта проверка знаний проходит в Центре оценки квалификации Союза машиностроителей.Процесс изготовления детали обучающимся. Фото: ОДКВторая программа обучения длится десять месяцев. За это время обучающийся получает одну профессию — слесарь, фрезеровщик, токарь. «Такие рабочие нам необходимы для восполнения кадрового потенциала Уфимского моторостроительного производственного объединения», — отметила Берешева.Третья программа обучения — это повышение разряда или квалификации существующих работников, которым нужен допуск к более квалифицированной работе. Это обучение проходит от двух недель до одного месяца.Еще одна программа представляет из себя переподготовку или получение смежной профессии. Эта программа длится от двух до четырех месяцев — в зависимости от сложности профессии.И наконец, последняя программа — это дуальное обучение, которое реализуется с партнерами, например с Уфимским машиностроительным колледжем — 2 года 10 месяцев и 3 года 10 месяцев. Дуальное обучение представляет из себя совокупное образование от двух организаций одновременно. В колледже студенты осваивают теорию и общие дисциплины, а предприятие дает возможность развивать практические навыки.«Благодаря сотрудничеству с нами колледж получает ресурсы для качественного проведения производственных практик на базе нашего производственно-учебного центра. На данный момент сам колледж не имеет достаточно ресурсов для отработки производственных практик», — отметила Берешева. За время обучения по этой программе студенты получают кроме диплома о среднем профессиональном образовании пять профессий, подтвержденных в независимом Центре оценки квалификаций, а также гарантию трудоустройства. С такими студентами заключается договор о целевом обучении, их гарантированно ждет работа на предприятиях авиакластера Ростеха.«В рамках дуального обучения все студенты проходят практику у нас. Это позволяет им отрабатывать практические навыки и получать набор тех квалификаций и компетенций, которые необходимы в цехах», — прокомментировала Берешева.Мастер и обучающийся. Фото: ОДКПреподают в центре мастера производственного обучения — высококвалифицированные сотрудники с разрядом не ниже пятого — шестого, которые работали на реальном производстве. «Не секрет, что специалист может быть хорошим работником, но это не гарантирует, что он умеет учить и передавать свои знания. Поэтому система подготовки мастеров производственного обучения у нас позаимствована в Германии, адаптирована в соответствии с российскими стандартами, и кроме производственных навыков сотрудник получает также и экономические компетенции, а также психолого-педагогические навыки. Поэтому кандидаты в мастера проходят жесткий отбор», — отметила Берешева. Преподаватели теоретических знаний приходят из колледжей и высших учебных заведений. Сегодня штат преподавателей составляет 20 человек. Он формируется из расчета количества обучающихся — сейчас в центре обучается 600 человек, но всего планируется обучать две тысячи человек в год.Кроме того, центр принимает участие в проекте «Крылья Ростеха». Это программа высшего образования, в которой готовятся авиационные конструкторы и технологи, осваивающие еще и рабочую профессию. «Новая программа позволит конструкторам и технологам погрузиться во все области производственного процесса», — рассказала Берешева.Подписывайтесь на InScience.News в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram, Facebook и Twitter.

Как готовят специалистов нового поколения, которые будут развивать российский авиапром
© InScience