Войти в почту

Правозащитник о колумбайнах: «Поправки к закону об обороте оружия предотвратят массовые расстрелы»

«То, что на порядок приобретения, хранения, ношения, а также коллекционирования, экспонирования и транспортирования огнестрельного и иного оружия и патронов необходимо обратить самое пристальное внимание, стало ясно, когда выяснилось, что и 19-летний Ильназ Галявиев, и 18-летний Тимур Бекмансуров владели оружием на законных основаниях. Трагедии произошли, потому что стали юридически возможны. Погибли люди, разрушено множество жизней их родных и близких. И мы обязаны сделать всё, чтобы этот опыт помог залатать законодательные «дыры», которые при небрежении, по сути, превращаются в бойницы. Предложения, которые я разработал, затрагивают не только актуальную нормативную правовую базу, но и проект постановления правительства Российской Федерации о внесении изменений в такие документы как Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов, Положение о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов и в перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации. Изначально он создавался ещё до трагических событий, произошедших в Казани и Перми, а они слишком наглядно показали, что документ требует более детальной проработки. Есть три важнейших аспекта, на которых я призываю сконцентрироваться. Во-первых, для чего оружие гражданам, не достигшим 21 года? Согласно ст. 13 Закона об оружии, право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения имеют: граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 21 года, которые прошли либо проходят военную службу, граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции. Ни Галявиев, ни Бекмансуров этим критериям не соответствовали, в связи с чем представляется исключительно важным ввести уголовную ответственность не только за незаконный сбыт огнестрельного оружия ограниченного поражения, основных частей и патронов к нему, но также и за сам факт незаконного приобретения такого оружия, а для этого потребуется внести изменения в ст. 222 УК РФ. Ведь именно целенаправленное нарушение законодательства – незаконное приобретение гражданами, не входящими в перечень, установленный ст. 13 Закона об оружии, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему, с огромной вероятностью имеет своей целью совершение иного, куда более тяжкого противоправного деяния, а то и преступления, представляющего собой потенциальную опасность для жизни и здоровья людей. Впрочем, законодательство содержит также нормы, согласно которым различные «галявиевы и бекмансуровы» вполне могут и обойти возрастные ограничения. Поэтому, во-вторых, зачем иметь патроны к коллекционному оружию? Проект разработанного правительством РФ постановления предлагает исключить коллекционное оружие из перечня того, которое допускается использовать в учебных и тренировочных целях на специализированных стрелковых объектах. По моему мнению, это отличная мера, но недостаточная для обеспечения защиты от противоправных действий, в том числе уголовных преступлений. Сегодня разрешение на экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему действуют бессрочно. Иными словами, лицу, получившему лицензию на такое коллекционирование, совсем не нужно каждые пять лет представлять медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией. Но кто сказал, что коллекционное оружие не может быть использовано в противоправных целях, в том числе для совершения преступления наравне с любым другим огнестрелом? В направленном премьеру Мишустину предложении было указано, что запрет на использование коллекционного оружия в учебных и тренировочных целях совершенно не ограничивает его перемещения в пространстве, например, для «доставки оружия к месту его технического осмотра, технического обслуживания, заключения договора купли-продажи, оценки и т.д.». Одновременно, кстати, не запрещено и транспортировать патроны, что в условиях бессрочности действия разрешения на коллекционирование оружия представляет непреходящую потенциальную опасность его применения. В целях профилактики связанных с этим фактором преступлений следует однозначно исключить риски, связанные с объединением коллекционного оружия и патронов в едином боевом комплексе, исключив право граждан на приобретение патронов в коллекционных целях, установив запреты на одновременное транспортирование коллекционного оружия и патронов к нему или же коллекционного оружия вместе с оружием, находящимся в собственности на основании разрешения на хранение и ношение вместе с патронами. В-третьих, согласно действующему законодательству, все владельцы оружия в стране равны, но награждённые им пока что еще «равны более, чем другие». Коллекционеры – отнюдь не единственная категория граждан, вынесенная актуальной нормативкой за скобки общих правил. Так, ст. 20.1 Закона об оружии в свое время закрепила право на получение разрешения на хранение и ношение наградного оружия гражданами Российской Федерации, а п. 55 Приказа Росгвардии от 12.08.2019 г. № 283, утверждающего Административный регламент Федеральной службы по предоставлению госуслуги по выдаче гражданам разрешения на хранение и ношение наградного оружия и патронов к нему, позволяет выданным разрешениям действовать бессрочно. В то же время наградное оружие – предмет более чем серьезный. Это и гражданское, и боевое короткоствольное ручное стрелковое, и холодное оружие. И получается, что закон предоставляет отдельным гражданам право бессрочного и беспрепятственного ношения реального боевого оружия. Может это представлять потенциальную опасность для жизни и здоровья граждан в случае его применения?.. То-то и оно. Поэтому в целях профилактики подобной категории преступлений помимо вышеупомянутых инициатив в правительство РФ были также внесены предложения по установлению запрета на ношение наградного оружия и требований об использовании оружия в учебных и тренировочных целях исключительно на тех стрелковых объектах, у которых имеется возможность сам им предоставлять посетителям патроны, обеспечивая контроль их использования присутствующими инструкторами. Вообще все сферы, потенциально несущие риски жизни и здоровью граждан, имеют приоритетное значение в плане адекватного времени и вызовам законодательного обеспечения. Лично я считаю обеспечение безопасного оборота оружия в стране именно тем направлением, где государству и обществу следует выступить единым фронтом. Причем с учетом высочайшей общественной значимости этого вопроса возлагать функцию по оперативному анализу всей имеющейся правовой базы единственно на государство – непозволительная роскошь. Ведь это время, которого кому-то может не хватить, чтобы выжить. Задача институтов гражданского общества и экспертного сообщества сейчас поддержать законодательные органы». Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Правозащитник о колумбайнах: «Поправки к закону об обороте оружия предотвратят массовые расстрелы»
© РИА "ФедералПресс"