Войти в почту

Каким будет мир в 2121 году: обзор статьи Владислава Суркова

Прошлое, настоящее и будущее, материализм против идеализма

Каким будет мир в 2121 году: обзор статьи Владислава Суркова
© runews24.ru

В своей статье Владислав Сурков рассуждает о том, как прошлое влияет на настоящее, а оно, в свою очередь, на будущее. По его словам, история имеет не вполне обоснованное превосходство над футурологией, поскольку на деле память о приобретенном опыте влияет на нас не сильнее, чем предчувствие предстоящего опыта. «Речи визионеров звучат убедительнее, чем сообщения археологов. Прошлое и будущее воздействуют на настоящее более-менее равносильно и равноправно», – пишет в статье он.

Утверждение весьма спорное, с первого взгляда сложно представить, что вполне знакомая всем нам история, проявляемая в осязаемой материальной культуре, стоит на одном уровне с эфемерными и весьма расплывчатыми и идеалистическими прогнозами. Однако в защиту тезиса можно вспомнить уже ставшего живым классиком Виктора Пелевина и слова героя из его романа «Чапаев и пустота» о том, что визионеры, нередко оказывающиеся подлецами, зачастую не предугадывают будущее, а формируют его, «переползая туда, откуда, по их мнению, будет дуть ветер. После этого ветру не остается ничего другого, кроме как действительно подуть из этого места».

Владислав Сурков отмечает, что «обе этих галлюцинации сотканы из размытых образов», в которых есть «примерно поровну фикций и фактов».

Все это Владислав Сурков видит, как краткое описание будущего государств мира. Политик считает, что ближайшие 100 лет можно «смело пролистать», так как с ними все предельно ясно. Человечество ждет i-империализм – активный дележ и колонизаций киберпространства, с чем тоже можно с уверенностью согласиться. Интернет в настоящее время осваивается все активнее, чего не было еще каких-то 20 лет назад, а данный срок – временнАя песчинка в историческом масштабе.

Дележ американского наследства, ядерная война

Владислав Сурков также считает, что человечество ждут войны за «американское наследство». Не исключается и начало ядерной войны, о которой твердят с момента выделения ядерного синтеза и первых успехов в проектировании ядерного оружия.

Результатом войны и передела станет образование «новой системы глобального распределения господства и подчинения». При этом модели государственного устройства еще долго не изменятся, но к концу XXI века могут образоваться новые формы государств, которые разовьются и окрепнут к началу нового столетия, впоследствии привычные для человека формы политической организации общества будут вытеснены.

А вот кто именно будет делить это «наследство», каким оно будет, и как человечество сможет жить дальше в случае ядерного конфликта, в материале, не уточняется.

Депутатов заменит искусственный интеллект?

Владислав Сурков пишет также о наступлении «кризиса представительства», который стал причиной порождения дискуссии о целесообразности «существования классических институтов народовластия». В пример приводится парламентаризм, а «политическое представительство», по мнению Владислава Суркова, проваливается по всем направлениям. Критики западной демократии в голос твердят о том, что так называемые «кандидаты от народа» превращаются в узурпаторов и манипуляторов, при этом они искажают сигналы, посылаемые народом. Народ же, пишет Сурков, «посылает все более путаные сигналы», так как живых избирателей перекрикивают боты и фейковые аккаунты. Все это приводит к переиначиванию политической реальности до неузнаваемости.

Сегодня простые граждане благодаря новым техническим возможностям способны представлять себя самостоятельно. К примеру, граждане любой страны могут принимать участие в онлайн-голосовании и отдать свой голос за то, что хотят защитить или свергнуть. И в этой схеме, по словам Владислава Суркова, нет парламента, но это совсем не говорит о том, что он не нужен. Государствами должны управлять специально обученные для этого дела люди, тут не может быть никаких сомнений.

Владислав Сурков уверен, что в будущем человеческое общество не будет содержать своих представителей. Это приведет «к краху профессиональных лоялистов и протестников». И сделать это удастся при помощи «делегирования» искусственному интеллекту выборов, законотворчества, функций исполнительной власти, дебатов и протестных акций.

Исчезновение политического класса, цифровики и силовики в игре

Владислав Сурков считает, что политический класс не исчезнет. Еще 150 лет назад Карл Маркс писал, что решающее влияние принадлежит тем, кто владеет средствами производства, и спустя четверть тысячелетия после выхода «Капитала» это ключевое влияние может перейти IT-компаниям. «Цифровики и силовики останутся в игре», – отметил Владислав Сурков, что тоже является неизменным фундаментом построения человеческого общества будущего. Тем не менее, число мест в политическом классе серьезно сократится. Кое-что похожее говорили коммунисты, подразумевавшие полный отказ от политических партий, классов и всего остального. Что никак не включает Владислава Суркова к числу пресловутых коммунистов.

Безлюдное производство

Экс-помощник президента рассказал и о роботизации производства, которая приведет к «безлюдному производству и демократии». Появится высокотехнологичное государство, и главным его аспектом может стать снижение влияния человека на политический процесс. Во главу угла станут машины, вожди и толпы «уйдут в прошлое», причем, машины являются порождением человека, и с этим тезисом совсем не получится поспорить.

Восстание машин

«Маклюэн считал машины продолжением человеческих органов. Но есть и иная точка зрения. Что машина не приложение к человеку, а его порождение. И как любое порождение, она одержима комплексом Эдипа — устранить родителя. Как человек «произошел от обезьяны», так и машина «происходит от человека» и занимает его место на вершине эволюции», – отмечает автор.

Владислав Сурков считает, что в будущем образуются техногенные государства, в которых иерархия машин и алгоритмов будет преследовать недоступные для понимания человека цели. Жизнь человечества будет становиться все более комфортной, человек станет ненужным. Нечто похожее описывалось в картине «ВАЛЛ-И», в той самой, где грустный робот собирал мусор, оставленный ленивыми людьми. Все это приведет к тому, что безлюдная демократия станет наивысшей точкой человеческой государственности в преддверии эпохи машин. В частности, в учебниках по политологии появятся новые модели политического существования – карликовая сверхдержава, экологическая диктатура, постпатриотическое сообщество, виртуальная республика.

Триумфа добьются владельцы киберпространства

Некоторые небольшие государства ввиду стремительного развития смогут контролировать серьезную долю киберпространства. Владислав Сурков вспоминает о Португалии, которая в XVI веке стала сверхдержавой при помощи кораблей, которые помогли захватить ничейные морские пути. Аналогично может развиваться человечество в будущем, и этот процесс вполне может произойти ввиду той самой незанятости киберпространства.

Будущие карликовые сверхдержавы смогут при помощи технологий e-war и e-commerce стать сверхдержавами в современном понимании, но в киберпространстве. Как прокачанный игрок в CS: GO, в игре владеющий всеми видами оружия, но в жизни часто даже не служивший в армии.

Проблемы с экологией и конец эпохи потребления

Человечеству будущего придется ограничить потребление из-за ухудшения экологии. Общество потребления может поднять восстание против правительств, что вызовет встречные репрессии со стороны государств. Это станет причиной появления новых экологических диктатур, что тоже вполне объяснимо. Ведь история знает разношерстные диктатуры – и диктатуру пролетариата, и военную диктатуру. Почему бы не появиться экологическим экстремистам ввиду нависшей над человечеством проблемы загрязнения окружающей среды?

Расчет заменит патриотизм

Владислав Сурков считает, что в будущем общество откажется от таких проявлений, как патриотизм. Любовь к отечеству отойдет на второй план, и ее подвинут банальный расчет. Общество придет к либертарианскому идеалу государства, уверен Владислав Сурков, не будет тяготеть долгом и верностью стране, так как правительства не смогут навязать человеку свои идеалы. Государство станет для человека «совокупностью сервисов», и, кстати, именно так некоторые граждане воспринимают его уже сегодня. Практически нигилизм, но с примесью вышеуказанного общества потребления.

Государства без территории

Новые государства будущего не будут иметь границ, их население будет состоять из цифровых двойников и ботов. Цифровые государства обзаведутся стабильной экономикой, кибернетическим оружием, работающей системой управления – другими словами, всей полнотой суверенитета. Гражданин в цифровом пространстве будет обитать в такой стране в некоем облаке, физически будет являться иностранцем.

«Да и повсюду люди будут чувствовать себя в каком-то смысле иностранцами, чужаками. Выбор будет невелик — быть в гостях у Машины, либо в услужении у нее. Лучше ли 2121 год, чем 1984? Светло ли будущее? Прекрасно ли оно? Как посмотреть. Красота ведь в глазах смотрящего. Как и справедливость, и свобода, и много чего еще», – подчеркивает Сурков.

Подытоживает он словами о том, что описанное в статье будущее настолько абсурдно, что ему просто суждено сбыться.

Фото: из открытых источников