Войти в почту

«Теодор Рузвельт» в море не воин

После того, как США выиграли холодную войну, в Вашингтоне приняли решение о существенном сокращении военного бюджета. Поскольку американские политики были уверены в том, что отныне армии, ВВС и ВМС будут противостоять слабые противники, располагающие достаточно примитивным оружием.

«Теодор Рузвельт» в море не воин
© Свободная пресса

Исходя из этой стратегии, в целях экономии авианосцам сократили дальность проведения воздушных операций. Нет, не урезали авиакрыльям поставки керосина. А заменили один основной палубный самолет на другой, эксплуатация которого обходится существенно дешевле.

И это аукнулось Пентагону сейчас, когда Россия и Китай нарастили свои боевые возможности на море. Эта рокировка привела к тому, что существенно повысилась уязвимость американских авианосцев, пишет американское издание Military Watch, подробно анализируя последствия принятого в прошлом веке скоропалительного решения.

Итак, до конца 90-х годов на палубах американских авианосцев «уживались» два главных ударных самолета – истребитель и штурмовик McDonnell Douglas F/A-18А/С Hornet («Шершень») и перехватчик Grumman F-14 Tomcat («Кот»). «Шершень», имея небольшой боевой радиус, равный 720 км, работал в основном на берегу, осуществляя налеты на базы противника, а также поддерживая наземные операции своих сухопутных войск.

«Кот» с боевым радиусом 950 км отражал на дальних подступах воздушные атаки на авианесущие группы. А также перехватывал, опять же на дальних подступах, крылатые ракеты. То есть работал преимущественно в море.

Перехватчик был значительно более мощной машиной, обладавшей повышенными боевыми возможностями в сравнении с истребителем-штурмовиком. О многом, например, говорит то, что его взлетная масса была на 10 тонн больше, а скорость за 30% выше, достигая 2500 км/ч. Соответственно, он располагал большей ракетной нагрузкой. При этом «Шершень» отличала невысокая маневренность, он выдерживал перегрузки, не превышающие 7,5 g.

Поэтому в конце 90-х годов на смену «Шершню» пришел «Супершершень» - Boeing F/A-18E/F Super Hornet. Тоже истребитель и штурмовик. Этот самолет спихнул с палуб авианосцев сразу три самолета - F/A-18А/С Hornet, F-14 Tomcat и ограниченно использовавшийся и доживавший свой век штурмовик Grumman A-6 Intruder, который, между прочим, мог быть носителем ядерной бомбы В61.

Он стал потяжелее, чем «Хорнет», боевая нагрузка чуть подросла до 4500 кг, скорость и перегрузочная способность остались практически теми же. А дальность полета возросла «аж» на целых 6 км, достигнув 726 км.

Однако смысл замены «Шершня» на «Супершершень» был – новый самолет оснастили современной авионикой, повысив тем самым боевые возможности. Так, например, появилась РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Также за счет оптимизации геометрии планера и использования радиопоглощающего покрытия удалось вдвое снизить радиолокационную заметность самолета - его ЭПР во фронтальной плоскости не превышает 1,2 кв.м. Конструкторами была проделана значительная работа по повышению живучести самолета за счет дублирования трубопроводов, электрических кабелей, а также важнейших узлов. Повышена эффективность системы пожаротушения…

А вот вывод с палуб авианосцев перехватчика F-14, как было выше сказано, был исключительно экономический. Поскольку эксплуатация «Кота» дороже. Также эксплуатационные расходы снизились за счет уменьшения на палубе числа различных самолетов.

До недавнего времени стратеги из Пентагона были уверены в правильности решения о вытеснении «Котов» «Супершершнями». В 80-е годы одной из немногочисленных угроз для авианосцев был ракетоносец Дальней авиации Ту-22М3, оснащенный сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами большой мощности и дальности Х-22 «Буря». Однако в перестройку Штаты, договариваясь о сокращении вооружений, настояли на том, чтобы у этого ракетоносца срезали штангу для заправки в воздухе. В связи с чем у самолета существенно уменьшился боевой радиус. Так что до удаленных авианосцев он был не в состоянии долететь.

К тому же максимальная дальность полета Х-22 была не столь и велика – всего 600 км. А это значит, что Ту-22М3 для запуска ракет, которых называли «убийцами авианосцев», должен был приблизиться на 600 км или ближе. Однако «Суперхорнеты», имеющие дальность 726 км, встречали ракетоносец раньше, чем он мог выйти на ударные позиции.

Но с момента исключения перехватчиков F-14 из состава авианосных групп много воды утекло. Во-первых, ракетоносцу, его новой модификации, вернули способность дозаправляться в воздухе. В связи с чем американские АУГ стали для него досягаемы на удалении в несколько тысяч километров.

Во-вторых, Х-22 прошла глубокую модернизацию. И стала ракетой Х-32, у которой, во-первых, резко возросла помехоустойчивость. А, во-вторых, максимальная дальность пуска достигла 1000 км. И это значит, что «Суперхорнеты» не способны помешать российскому ракетоносцу запустить три крылатых ракеты Х-32, которые имеют очень высокую вероятность прорваться через корабельную систему ПРО и поразить авианосец.

Если бы в авиационные крылья авианосцев по-прежнему входил перехватчик F-14, то он, обладая боевым радиусом, равным 950 км, вполне мог бы помещать Ту-22М3 выйти на позицию, с которой возможно запустить ракету Х-32. Но его нет. Нет из-за того, что в Пентагоне неверно спрогнозировали развитие ракетной техники потенциальных противников.

Однако в арсенале противокорабельных ракет появились такие, которые в принципе невозможно перехватить. Это гиперзвуковая крылатая ракета «Циркон», имеющая дальность 1000 км и развивающая скорость 7-8М. И тут АУГ не способен помочь защититься ни F-14, ни какой иной самолет, обладающий еще большим боевым радиусом. Не поможет и F-35C, корабельная модификация, боевой радиус которого равен 1150 км. Хоть пока этот самолет и недееспособен в связи с беспрерывными исправлениями ошибок конструкторов и программистов. Но когда-то же он должен приобрести полную боевую готовность.

У Китая тоже есть «неберущаяся» ракета – баллистическая ПКР «Дунфэн-21» («Восточный ветер»). Больше баллистической ПКР нет ни у кого в мире. В связи с ее принятием на вооружение в Пентагоне разразилась паника. Скорость ракеты достигает 10М, дальность – 1500 км, точность – 30 м. Это означает, что ни один американский авианосец не может приблизиться к побережью Китая ближе, чем на 1500 км, не рискуя быть уничтоженным. И значит, КНР стала недосягаема для американских палубных самолетов.

Система управления китайской ПКР включает в себя три канала. Прежде всего это инерциальное наведение на цель, используется на ранних этапах полета. Есть также канал получения сигналов от спутников. И, наконец, на конечном этапе, когда боевая часть отделяется от ракеты, начинает работать головка самонаведения. О ее типе ничего неизвестно. Но можно предположить, что она активная радиолокационная.

К созданию инфраструктуры, которая обслуживала бы не только DF-21D, но и перспективные противокорабельные ракеты, Китай подошел в высшей степени основательно. С середины нулевых годов происходило постоянное наращивание сети спутников «Яогань», которая контролирует акваторию мирового океана. В сеть входят радиолокационные и оптико-электронные аппараты, а также спутники радиоэлектронной разведки. Данная сеть обнаруживает угрозы, отслеживает перемещение кораблей противника и наводит на них противокорабельные ракеты.