Войти в почту

«Крепость» на замке: почему советскому самолету-гиганту не дали летать

К-7 задумывали как многоцелевой самолет. В зависимости от задач он мог быть пассажирским судном, бомбардировщиком или десантной машиной. В Исландии на леднике Эйяфьядлайекюдль обнаружили останки американского бомбардировщика B-17 времен Второй Мировой войны. Фрагменты самолета выступили на поверхность после потепления и таяния льдов. По данным историков, боевая машина потерпела крушение в октябре 1944 года. B-17 врезался в ледник из-за плохой видимости, а затем постепенно вмерз в гору. Этот бомбардировщик спроектировали в середине 1930-х годов. За внушительные размеры и мощь его называли «летающей крепостью». Но мало кто знает, что первым это прозвище получил советский самолет К-7 конструктора Константина Калинина. В чем заключалась уникальность воздушной машины? И за что казнили изобретателя? Возможный конкурент Сикорского 22 октября 1938 года в подвале воронежской тюрьмы НКВД расстреляли конструктора Константина Калинина. Заключенный ничего не знал о предстоящей казни и до последнего дня продолжал проектировать очередной самолет. «Константин Калинин свой последний самолет К-15, а всего у него было 18 работ, придумал уже в тюрьме НКВД. Он никак не мог поверить, что попадет в расстрельные списки, потому что это был один из талантливейших ученых страны», — рассказывает авиаконструктор Александр Бегак. Фамилию конструктора вычеркнули из всех документов. Доказательство того, что именно Калинин изобрел самые инновационные летательные аппараты своего времени, сохранились только в засекреченных архивах. «Советский академик, ученый-механик Артоболевский в 1972 году сказал, что у нас было два великих конструктора. Один — это Игорь Сикорский. Он был похоронен в Америке с почестями, как герой. А второго мы загубили молодым в нашей стране. Он неизвестен и умер в расцвете сил», — сетует Александр Бегак. Путь изобретателя Калинин служил военным летчиком, но всегда мечтал проектировать самолеты, поэтому поступил в Киевский политехнический институт и параллельно работал на авиационном заводе в конструкторском бюро. К моменту получения диплома Калинин уже разработал свой первый аэроплан К-1. Главным достоинством машины была вместительность: самолет мог взять на борт сразу трех пассажиров. «Затем прославился самолетом К-3, который позволял перевозить лежачих больных. Уникальным даже для сегодняшнего времени. Затем был самолет К-4, который был настолько удачным, что был отправлен на Всемирную выставку в Берлин. К-6 стал первым почтовым самолетом», — делится инженер по эксплуатации воздушных судов Антон Марченко. Из сарая на авианосец Аэроплан К-5, в свою очередь, стал основным воздушным судном советского аэрофлота: 260 машин летали до середины 1940-х. В салоне самолета установили восемь мягких кресел и туалет — небывалая по тем временам роскошь. Еще одна уникальная разработка Калинина — К-9, аэроплан с отстегивающимися крыльями. Машина предназначалась специально для колхозов с тесными ангарами и сараями. А в дальнейшем эта разработка была применена для палубных самолетов на авианосцах. «Летающее крыло» В 1920-х годах в воздухе господствовали бипланы, самолеты с двойными крыльями. Калинин предложил абсолютно новую конструкцию — так называемое летающее крыло. «Он исключил создание фюзеляжа, потому что это тоже дополнительное сопротивление. В результате К-7 стал по-настоящему революционным на тот момент», — подчеркивает Александр Бегак. Размах крыльев машины — 53 метра, максимальная масса — 40 тонн. В салоне каюты пассажиров, кухня, буфет и комната для переговоров. Предполагалось, что самолет-гигант будет покрывать расстояние до пяти тысяч километров — уникальная для того времени дальность полета при подобных габаритах. К-7 задумывали как многоцелевой самолет. В зависимости от задач он мог быть пассажирским судном, бомбардировщиком или десантной машиной. Пассажирская вместимость, согласно проекту, составляла 128 человек. Военный вариант предусматривал посадку 12 десантников с полной боевой амуницией. Кроме того, конструкция позволяла перевозить тяжелую технику под крылом между пилонами шасси. Роковой флаттер В 1933 году состоялся первый полет. Летчики разогнали самолет до 210 километров в час. Но партия требовала новых достижений, и при испытаниях на максимальную скорость у К-7 началась сильная вибрация в хвостовой части. Специалисты называют эти колебания флаттером. Гасить их научились только в начале 1940-х годов. «В то время никто не знал, что есть способы борьбы с противофлаттерными явлениями при помощи балансировок. Таким образом, хвост раскачался очень сильно, хвостовая балка сломалась, заклинило управление и самолет пошел в пикирование», — отмечает Александр Бегак. Самолет разбился. Из 20 человек на борту погибли 15, но Калинина признали невиновным. Специалисты не обнаружили никаких дефектов в конструкции К-7 и «летающую крепость» решили запустить в серию. Трагическая развязка Власти приняли решение построить два самолета. Судна были предназначены для перевозки пассажиров и живой силы войск. «Один самолет был готов практически наполовину, второй — в зачатках, но политика партии, политика того времени остановила изготовление таких больших воздушных судов. В результате самолет так и остался на земле» — говорит Александр Бегак. Конструктор попал под волну репрессий, которая охватила советскую оборонную промышленность после пленума 1937 года. В апреле 1938-го конструктора арестовали и позже объявили врагом народа. В октябре Константин Калинин был расстрелян. После Калинина реактивный самолет со схемой «летающее крыло» представили только в 1944 году. В нацистской Германии построили и испытали истребитель-бомбардировщик Horten Ho 229, но ни одного боевого вылета эти машины совершить не успели.

«Крепость» на замке: почему советскому самолету-гиганту не дали летать
© ЧП Столица