Войти в почту

Авианосец «Адмирал Кузнецов» захватывают иноземцы прямо на суше

Интернет-портал Mil.Press FlotProm провел расследование хода модернизации многострадального авианосца «Адмирал Кузнецов».

Авианосец «Адмирал Кузнецов» захватывают иноземцы прямо на суше
© Свободная пресса

Особенность этого расследования состояла в выяснении, какой же объем на обновленном корабле будут занимать иностранные комплектующие.

Скажем сразу, было установлено, что с этим делом ситуация не катастрофическая. Однако ее вполне можно назвать тревожной, если судить по «особенностям» некоторых закупок, которые идут вразрез с принципом импортозамещения.

Проблема импортозамещения наиболее актуальна в отечественной судостроительной отрасли. Известны совершенно вопиющие примеры.

Так, на четырех серийных тральщиках проекта 12700 «Александрит» установлены якоря и цепи китайского производства. Поставили бы и на следующих кораблях, если бы ни разразился скандал. В результате выяснилось, что в этой более чем странной закупке не обошлось дело без коррупции.

На «Кузнецове», к счастью цепи и якоря отечественные.

На авианосце в процессе модернизации должны заменить систему, не имеющую отношения к боевым функциям, но крайне важную для нормальной работы корабля – установки по очистке сточных вод (УОСВ). Без исправной их работы никакое плавсредство, включая военные корабли, не имеет права заходить в международные воды. При этом качество очищаемой и обеззараживаемой с помощью УОСВ воды строго регламентировано Конвенцией МАРПОЛ-73/78.

Так вот, несмотря на то, что существует российский производитель такой техники, УОСВ предполагается закупить у итальянской компании Tecnicomar. При этом Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) ничуть не волнует, что итальянское оборудование будет закупаться без военной приемки.

В Россию УОСВ производит предприятие «Винета» из Ленинградской области. Ее установки имеют необходимую производительность, они выдают воду требуемой степени очистки. И при этом проходят военную приемку.

Mil.Press FlotProm связался с неким источником в ОСК, и тот так обосновал странный выбор: «Применение давно согласовано, сформирована заказная ведомость, всеми одобрена».

В этой странной ситуации «Винета» решила отчаянно бороться за свои права. В результате Невское проектно-конструкторское бюро, разработавшее проект модернизации авианосца, приняло поистине Соломоново решение. Использовать на «Кузнецове» и итальянские, и российские установки. Такого на флоте пока не было. Наличие установок разных производителей, предназначенных для решения одной задачи, осложнит и работу экипажа, и сервисное обслуживание.

Кстати, этого обслуживания итальянских водоочистных установок может и вовсе не быть. Это на авианосце уже «проходили». Ранее здесь уже ставили сепараторы Heli-Sep. Спустя несколько месяцев после начала эксплуатации перегорела плата управления. Плата оказалась американской. От замены этого элемента производители категорически отказались. Сепаратор можно выкидывать за борт.

При этом генеральный директор ОСК Алексей Рахманов в марте сказал очень правильные слова, которым следует следовать покупателям итальянской техники: «Сейчас практически каждый месяц мы сталкиваемся с отказом иностранных компаний приехать на пусконаладку, либо обслуживать уже поставленное оборудование, либо поставлять запчасти. Мне кажется, все давным-давно должны уже понять, что это вопрос выживания и здесь компромиссов быть не может».

Оказывается, компромиссы вполне возможны. Но при условии: если нельзя, но очень хочется, то можно. И причины такого неумеренного хотения, в общем-то, совершенно очевидны. «Один из собеседников издания в разговоре о причинах выбора импортного оборудования для модернизации единственного авианесущего крейсера России прямо отметил, что поставка была "кем-то пролоббирована"» - пишет Mil.Press FlotProm.

Однако «иностранщина» вторглась и в такие системы авианосца, от которых напрямую зависит исполнение его боевых функций – нормальная работа палубной авиации. Так вот, уплотнительные материалы в аэрофинишерах будут немецкими.

Решение достаточно сомнительное. Как утверждает источник Mil.Press FlotProm в главном материаловедческом институте России – ЦНИИ КМ «Прометей», такие материалы могут быть разработаны сразу несколькими отечественными предприятиями. И он перечислил их: НИИ резиновых покрытий и изделий (НИИРПИ), НИИ Синтетического Каучука имени академика С.В. Лебедева и НИИ «Пластполимер». Правда, для этого надо было бы провести НИОКР. Но времени для этого было вполне достаточно. Авианосец был отправлен на ремонт и модернизацию в Мурманск в 2017 году. А до этого в Невском ПКБ несколько лет разрабатывался проект модернизации. И уже тогда было понятно, что закупки иностранного оборудования могут выйти боком.

Что касается материалов и технологий, то тут никаких мелочей быть не может. Каждый поступок, продиктованный какими-то не относящимися к качеству соображениями, может привести к печальным последствиям. Такие «мелочи» сыграли роковую роль при перестройке авианосца «Адмирал Горшков», собрата «Кузнецова» по проекту, в «Викрамадитья» для ВМС Индии.

В 2012 году во время его ходовых испытаний в Баренцевом море вышла из строя силовая установка из-за разрушения теплоизоляции четырех котлов. Выяснилось, что теплоизоляция была сделана не по российским технологиям с использованием асбестосодержащих материалов, а сложена из жаропрочных кирпичей, приобретенных в Китае. Разразился скандал. Но, к счастью, последствия аварии удалось ликвидировать. Однако авария могла привести и к неустранимой поломке силовой установки.

Что еще иноземного будет на авианосце «Адмирал Кузнецов»? Еще две позиции. Но одна из них именно такова, какой ее описал Рахманов, - никакой сервисной помощи от производителей явно не будет. На бортовых катерах авианосца установлены американские четырехтактные дизельные двигатели Caterpillar-3056 мощностью 188 л.с. Именно этот двигатель был выбран НИИ кораблестроения и вооружения. На том, основании, что в России не было дизелей с требуемой удельной мощности на единицу массы.

Но это было тогда, когда проект модернизации «Кузнецова» только зарождался, то есть лет 8 назад. Однако к настоящему моменту несколько отечественных предприятий создало аналог американского дизеля на базе маринизированных двигателей Ярославского моторного завода. Они прошли аттестацию и уже устанавливаются на катера ВМФ, аналогичные катерам «Кузнецова».

Ну, и последняя иноземная позиция – лакокрасочные покрытия. Их потребность резко возросла после пожара, случившегося во время ремонтных работ и унесшего жизни двух моряков. Их закупают у норвежской компании Jotun Paints в количестве 52 446 литров. Настораживает то, в проектной документации жестко закреплено требование об использовании красок и лаков именно этой компании. Отечественные производители в качестве претендентов на поставки не рассматривались?

И в заключение о «небратьях». Вот что по этому поводу пишет Mil.Press FlotProm: «Отдельную проблему представляет собой советское оборудование и комплектующие, произведенные на территории Украины. По части ключевого оборудования, связанного с обеспечением полетов палубной авиации, еще не скорректирована конструкторская документация, и в ней заложены комплектующие предприятий, оставшихся на территории Украины. Однако знакомые с процессом модернизации «Адмирала Кузнецова» собеседники издания рисков здесь не видят, т.к. сформирован технический задел по применению российских аналогов».