В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Авианосец «Адмирал Кузнецов» захватывают иноземцы прямо на суше

Интернет-портал Mil.Press FlotProm провел расследование хода модернизации многострадального авианосца «Адмирал Кузнецов».
Авианосец «Адмирал Кузнецов» захватывают иноземцы прямо на суше
Фото: Свободная прессаСвободная пресса
Особенность этого расследования состояла в выяснении, какой же объем на обновленном корабле будут занимать иностранные комплектующие.
Скажем сразу, было установлено, что с этим делом ситуация не катастрофическая. Однако ее вполне можно назвать тревожной, если судить по «особенностям» некоторых закупок, которые идут вразрез с принципом импортозамещения.
Проблема импортозамещения наиболее актуальна в отечественной судостроительной отрасли. Известны совершенно вопиющие примеры.
Так, на четырех серийных тральщиках проекта 12700 «Александрит» установлены якоря и цепи китайского производства. Поставили бы и на следующих кораблях, если бы ни разразился скандал. В результате выяснилось, что в этой более чем странной закупке не обошлось дело без коррупции.
На «Кузнецове», к счастью цепи и якоря отечественные.
На авианосце в процессе модернизации должны заменить систему, не имеющую отношения к боевым функциям, но крайне важную для нормальной работы корабля – установки по очистке сточных вод (УОСВ). Без исправной их работы никакое плавсредство, включая военные корабли, не имеет права заходить в международные воды. При этом качество очищаемой и обеззараживаемой с помощью УОСВ воды строго регламентировано Конвенцией МАРПОЛ-73/78.
Так вот, несмотря на то, что существует российский производитель такой техники, УОСВ предполагается закупить у итальянской компании Tecnicomar. При этом (ОСК) ничуть не волнует, что итальянское оборудование будет закупаться без военной приемки.
В Россию УОСВ производит предприятие «Винета» из . Ее установки имеют необходимую производительность, они выдают воду требуемой степени очистки. И при этом проходят военную приемку.
Mil.Press FlotProm связался с неким источником в ОСК, и тот так обосновал странный выбор: «Применение давно согласовано, сформирована заказная ведомость, всеми одобрена».
В этой странной ситуации «Винета» решила отчаянно бороться за свои права. В результате , разработавшее проект модернизации авианосца, приняло поистине Соломоново решение. Использовать на «Кузнецове» и итальянские, и российские установки. Такого на флоте пока не было. Наличие установок разных производителей, предназначенных для решения одной задачи, осложнит и работу экипажа, и сервисное обслуживание.
Кстати, этого обслуживания итальянских водоочистных установок может и вовсе не быть. Это на авианосце уже «проходили». Ранее здесь уже ставили сепараторы Heli-Sep. Спустя несколько месяцев после начала эксплуатации перегорела плата управления. Плата оказалась американской. От замены этого элемента производители категорически отказались. Сепаратор можно выкидывать за борт.
При этом генеральный директор ОСК в марте сказал очень правильные слова, которым следует следовать покупателям итальянской техники: «Сейчас практически каждый месяц мы сталкиваемся с отказом иностранных компаний приехать на пусконаладку, либо обслуживать уже поставленное оборудование, либо поставлять запчасти. Мне кажется, все давным-давно должны уже понять, что это вопрос выживания и здесь компромиссов быть не может».
Оказывается, компромиссы вполне возможны. Но при условии: если нельзя, но очень хочется, то можно. И причины такого неумеренного хотения, в общем-то, совершенно очевидны. «Один из собеседников издания в разговоре о причинах выбора импортного оборудования для модернизации единственного авианесущего крейсера России прямо отметил, что поставка была "кем-то пролоббирована"» - пишет Mil.Press FlotProm.
Однако «иностранщина» вторглась и в такие системы авианосца, от которых напрямую зависит исполнение его боевых функций – нормальная работа палубной авиации. Так вот, уплотнительные материалы в аэрофинишерах будут немецкими.
Решение достаточно сомнительное. Как утверждает источник Mil.Press FlotProm в главном материаловедческом институте России – ЦНИИ КМ «Прометей», такие материалы могут быть разработаны сразу несколькими отечественными предприятиями. И он перечислил их: НИИ резиновых покрытий и изделий (НИИРПИ), НИИ Синтетического Каучука имени академика С.В. Лебедева и НИИ «Пластполимер». Правда, для этого надо было бы провести НИОКР. Но времени для этого было вполне достаточно. Авианосец был отправлен на ремонт и модернизацию в в 2017 году. А до этого в Невском ПКБ несколько лет разрабатывался проект модернизации. И уже тогда было понятно, что закупки иностранного оборудования могут выйти боком.
Что касается материалов и технологий, то тут никаких мелочей быть не может. Каждый поступок, продиктованный какими-то не относящимися к качеству соображениями, может привести к печальным последствиям. Такие «мелочи» сыграли роковую роль при перестройке авианосца «Адмирал Горшков», собрата «Кузнецова» по проекту, в «Викрамадитья» для ВМС .
В 2012 году во время его ходовых испытаний в Баренцевом море вышла из строя силовая установка из-за разрушения теплоизоляции четырех котлов. Выяснилось, что теплоизоляция была сделана не по российским технологиям с использованием асбестосодержащих материалов, а сложена из жаропрочных кирпичей, приобретенных в . Разразился скандал. Но, к счастью, последствия аварии удалось ликвидировать. Однако авария могла привести и к неустранимой поломке силовой установки.
Что еще иноземного будет на авианосце «Адмирал Кузнецов»? Еще две позиции. Но одна из них именно такова, какой ее описал Рахманов, - никакой сервисной помощи от производителей явно не будет. На бортовых катерах авианосца установлены американские четырехтактные дизельные двигатели Caterpillar-3056 мощностью 188 л.с. Именно этот двигатель был выбран НИИ кораблестроения и вооружения. На том, основании, что в России не было дизелей с требуемой удельной мощности на единицу массы.
Но это было тогда, когда проект модернизации «Кузнецова» только зарождался, то есть лет 8 назад. Однако к настоящему моменту несколько отечественных предприятий создало аналог американского дизеля на базе маринизированных двигателей . Они прошли аттестацию и уже устанавливаются на катера ВМФ, аналогичные катерам «Кузнецова».
Ну, и последняя иноземная позиция – лакокрасочные покрытия. Их потребность резко возросла после пожара, случившегося во время ремонтных работ и унесшего жизни двух моряков. Их закупают у норвежской компании Jotun Paints в количестве 52 446 литров. Настораживает то, в проектной документации жестко закреплено требование об использовании красок и лаков именно этой компании. Отечественные производители в качестве претендентов на поставки не рассматривались?
И в заключение о «небратьях». Вот что по этому поводу пишет Mil.Press FlotProm: «Отдельную проблему представляет собой советское оборудование и комплектующие, произведенные на территории . По части ключевого оборудования, связанного с обеспечением полетов палубной авиации, еще не скорректирована конструкторская документация, и в ней заложены комплектующие предприятий, оставшихся на территории Украины. Однако знакомые с процессом модернизации «Адмирала Кузнецова» собеседники издания рисков здесь не видят, т.к. сформирован технический задел по применению российских аналогов».