Войти в почту

БПЛА: Где вместо сердца, пламенный мотор

Почему Россия вступила в «беспилотную» гонку позже остальных? Кроме других причин, есть и основная. Ещё с советских времён упор делался на оборонительном вооружении, в частности ПВО. А «летательные аппараты без экипажа» - это прежде всего средство первого удара. Их история гораздо старше, чем может показаться, - первый вылет зафиксирован аж в 1849 году, когда австрийские войска осаждали восставшую Венецию и направили на противника аэростаты с часовым механизмом, который отцеплял в нужный момент шрапнельные бомбы. Большого разрушительного эффекта добиться не удалось, а вот посеять панику среди жителей – вполне.

БПЛА: Где вместо сердца, пламенный мотор
© Свободная пресса

Эксперименты с беспилотной авиацией продолжались весь 20 век, например, в СССР в 30-е годы малой серией были сделаны «планеры специального назначения», запускаемые с самолёта -носителя ТБ-3, наводимые на цель по инфракрасному лучу и несущие торпеду. Замышлялось «переформатировать» и сам ТБ-3 в радиоуправляемый бомбардировщик, правда, с полётом в один конец, что всё равно разумнее и гуманнее, нежели запускать живого «камикадзе».

Тем же способом пользовались и американцы, переоборудуя отслужившие своё бомбардировщики В-17 в «беспилотные» и начиняя их взрывчаткой. Взлетали они при помощи лётчиков, которые затем выбрасывались с парашютами, а «бомба» с моторами отправлялась далее, управляемая по радио. Но особого успеха добиться не удалось и программу свернули. Параллельно разрабатывалось другое оружие по принципу fire-and-forget (выстрелил и забыл), способное к самонаведению без непосредственной помощи человека.

Развитие ракетостроения, казалось, навсегда зачеркнёт «тихоходные» беспилотники, ибо зачем? Но существует нюанс – как бы быстро ни летела ракета, мгновенная обстановка на поле боя может измениться ещё быстрее и «висящий в воздухе» непосредственно на месте события дрон отреагирует чётче и эффективнее. А главное, сравнительно небольшие затраты, позволяющие особо не переживать за судьбу БПЛА делают его практически незаменимым при разведке и координации.

Между прочим, именно после того, как над территорией СССР под Свердловском был сбит U-2 Пауэрса, США приняли решение возобновить и расширить различные программы беспилотников. Но дальше всех в этом направлении продвинулся Израиль. Во-первых, по жестокой необходимости реальных боевых действий с превосходящим противником (война на истощение и война Судного дня), когда каждый лётчик был на счету. Во-вторых, из-за благоприятного для БПЛА климата.

Долгие годы в отечественных широтах беспилотники рассматривались в основном в качестве тренировочной «груши», по которой удобно наносить удары другим вооружением. Хотя не только, если вспомнить, к примеру, комплексы Туполева «Рейс» и «Стриж» (фототелеметрия), ограниченное, но серийное производство которых продолжалось почти до самого окончания советского периода. Но вот потом – провал, когда ничего и никого не интересовало. «Вспомнили» лишь после российско-грузинского конфликта августа 2008 года, дескать, в подобных условиях беспилотники оказались бы кстати… Увы, их не оказалось.

Несмотря на конструкторское наследие прежнего государства, «перезапустить» БПЛА очень не просто, прежде всего, потому, что требуются иные технические решения в соответствии с новыми реалиями. Пессимисты утверждают, «нам их никогда не догнать»: мол, пока эволюционная цепочка будет осуществлена полностью, все рыночные ниши займут «зарубежные партнёры». Однако, если смотреть не торгашеским взглядом, то беспилотники станут важной составляющей Вооруженных сил России, причём собственной составляющей, ведь именно из таких нюансов складываются суверенность и независимость. Да никто из «партнёров» особо и не торопится поставлять нам «ударные» аппараты – так, по мелочи…

Одна из первых российских разработок «Альтиус» (ранее известная «Альтаиром»), вышла не то, чтоб «комом», но сопровождалась большим количеством неудач, скандалов и затяжек по времени. От начала проекта в 2011 году до контракта на поставку Минобороны первой партии этих беспилотников минуло 10 лет. У «Ориона» (он же «Иноходец») срок был поменьше, и он уже тестировался в реальных боевых условиях в Сирии.

В отличие от этих, преимущественно «разведчиков» с акцентом на продолжительности полёта, почти завершённый С-70 «Охотник» задумывался именно тяжёлым «ударником» под функционал от обычных бомб до управляемых ракет. Тем не менее, «линейка» отечественных БПЛА (если брать всю возможную номенклатуру изделий, начиная с совсем уж «малюток» индивидуального применения) пока зияет значительными пустотами.

Потенциал продемонстрированного в прошлом году перспективного «Грома» высоко оценён не только отечественными специалистами, но и конкурентами. Кроме собственных смертоносных возможностей, его предполагается наделить способностью управления дюжиной беспилотников «Молния», запущенных с другого носителя. Выглядеть это может примерно так: «Гром» летит в авангарде, провоцируя огонь неприятеля на себя. После того, как вражеское ПВО «открывается», группа из «Молний» атакует обнаруженные «точки». Далее появляются, например, «Охотники», окончательно «зачищая поляну» и прокладывая безопасный маршрут для фронтовой авиации, сохраняя жизни пилотов. Скорость полёта «Грома» рассчитывается до 1000 км/ч, потолок - до 12 км, радиус применения до 700 км, что уже сопоставимо с импортными аналогами.

Превозносить на сегодняшнем уровне развития отечественные беспилотники, конечно, не стоит, равно, как и драматизировать ситуацию – драма была лет десять назад. Изобрести что-то принципиально новое на данный момент не удаётся, но и плакать о том, мол, американцы вот-вот перейдут от БПЛА к беспилотному истребителю другого класса - преждевременно. Во-первых, и там перевес не такой уж качественный, сколько количественный. Много ли показано кадров, на которых беспилотники промахиваются, не долетают или падают на взлёте? Военный маркетинг действует по тем же законам, что и обычный, формируя сознание в нужную сторону в противостоянии «снаряда и брони» (БПЛА И ПВО).

Во-вторых, американцы уже создавали оружие, «навсегда» отбросившее их противников в прошлое. Помните, были такие «чудо-технологии стелс» и как их производная локхид F-117 «Ночной ястреб»? Его ещё называли «невидимкой», а потом всего лишь «малозаметным»?

Раньше подобное считалось чудесным решением проблемы – спрятать самолёт от радиолокации, как следует «поигравшись» с его конфигурацией. Правда, было существенное НО – причудливая форма значительно снижала аэродинамические качества. Таким образом, общий выигрыш представлялся сомнительным – самолёт радары всё-таки могли засечь, а он ещё и неповоротливый по сравнению со своими обычными собратьями. И главное – такая «фантастика» стоила не менее фантастических денег!

В результате «оружие 21 века» огорчило американских налогоплательщиков затратами и прекратилось в 2008 году. Существует версия, что именно советская разведка подбросила супостату ещё в середине 1960 годов эту идею «невидимости», которую СССР якобы будет реализовывать. Получилось по поговорке: что нам самим не гоже - возьмите подороже! Впрочем, как говорится, это уже совсем другая история…