Войти в почту

Через 3 года в России появятся автобусы на водороде. А его будет производить «Росатом» на Сахалине

Развитие альтернативной энергетики в России, как правило, сводится к переводу транспорта на газомоторное топливо – сейчас за такие автобусы государство выплачивает крупные субсидии. Но недавно президент России Владимир Путин поручил создать к 2023 году городской автобус, работающий на водороде. А сейчас в пресс-службе Минпромторга заявили, что КамАЗ уже начал такие разработки и к 2024 году водородный автобус появится на улицах российских городов. Также в ведомстве уточнили, что для развития пилотного проекта по производству таких автобусов нужно будет построить сеть заправочных станций. В Минпромторге считают это направление перспективным. Однако в него может включиться и «Росатом». Госкорпорация, управляющая ядерной энергетикой в России, планирует заняться производством водорода. Как удалось выяснить «Коммерсанту», «Росатом» планирует реализовать проект по производству до 100 тысяч тонн водорода в год на Сахалине. Одна из структур корпорации вместе с французским производителем Air Liquide уже подписали с властями Сахалинской области соответствующий меморандум. Правда, выбор локации для строительства предполагает, что водород будет по морю отправляться на экспорт в Японию. Об этом проекте было известно еще с 2019 года – тогда в «Росатоме» рассматривали вариант с производством водорода методом электролиза. Соответственно, для обеспечения производства электроэнергией придется нарастить мощности генерации – и здесь становится понятно, зачем этот проект нужен «Росатому». Госкорпорация уже рассматривает вариант с установкой на Сахалине модернизированных плавучих энергоблоков с ядерными реакторами. Каждый такой блок дает 100 мегаватт мощности, а для производства 100 тысяч тонн водорода в год потребуется от 450 до 550 мегаватт мощности. Проект будет достаточно дорогим – такое количество плавучих энергоблоков будет стоить 170-200 миллиардов рублей, хотя в «Атомэнергомаше» заявляли ранее, что могут разработать оптимизированный вариант плавучего энергоблока, и он обойдется дешевле. Эксперты отмечают серьезную проблему в проекте – чтобы продавать водород Японии, он должен производиться с минимальным углеродным следом. А учитывая, что производить его будут, вероятно, из природного газа, придется решать вопрос с захоронением углекислого газа. Один из вариантов – закачивать его в отработанные нефтяные месторождения на острове, но это потребует, в свою очередь, координации с «Газпромом». К тому же проект может не реализоваться без поддержки государства – поэтому в Минэкономразвития намерены создать особую экономическую зону «Водородная долина» на Сахалине. Это значит, что участники проекта будут платить меньше налогов со своей деятельности.

Через 3 года в России появятся автобусы на водороде. А его будет производить «Росатом» на Сахалине
© Банки Сегодня