Войти в почту

ЕС попытался превратить «СП-2» в рычаг давления на Россию и Германию

Условия главы Мюнхенской конференции по безопасности для завершения «Северного потока – 2» не соответствуют действительности в энергетической сфере, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

ЕС попытался превратить «СП-2» в рычаг давления на Россию и Германию
© ФБА "Экономика сегодня"

Определены три условия, которые необходимо выполнить участникам проекта, для завершения строительства «Северного потока – 2». Определяющий шаг должна сделать Германия, которая, по мнению главы Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганга Ишингера, страдает в первую очередь из-за усиления давления Соединенных Штатов Америки и Европейского союза.

Нежелательный для участников проекта сценарий, уверен Ишингер, приведет к судебному процессу, способному нанести многомиллиардный ущерб российской компании «Газпром», а также оставить газопровод на дне Балтийского моря незавершенным на неопределенный срок.

Предотвращению остановки проекта, считает глава Мюнхенской конференции по безопасности, будут способствовать решения Европейского союза и поведение Российской Федерации.

ЕС уходит от «Северного потока – 2»

Условия Ишингера, считает эксперт Станислав Митрахович, выглядят очень абстрактными, тем более выдвинуты они человеком из политической, а не отраслевой среды, из-за чего возникают сомнения в реализации таких установок на отраслевом уровне. Предполагается, что для начала Германия должна внедрить механизм экстренной остановки работы «Северного потока – 2» и обеспечить Евросоюзу допуск к нему.

«Появлению подобного механизма должна предшествовать какая-то большая новация. Такую идею даже не с чем сравнить, потому что ни один из существующих газопроводов в мире не останавливали по какому-то политико-правовому механизму. История отношений между европейской и российскими сторонами в период холодной войны показывает обратное: перед Пражской весной начались поставки газа и не остановились, несмотря на все политические разногласия.

Но давайте представим. Создан механизм. Европейский парламент проголосовал за остановку газа. Возникает порос, что делать с инвесторами, вложившимися в инфраструктуру на территории Германии, Чехии, компаниями, которые планировали использовать ресурс. Тогда это должен быть механизм, закрывающий «Северный поток – 2» и одновременно выплачивающий всем компенсации», - раскритиковал первое условие Ишингера Станислав Митрахович.

«СП – 2» переделывают в политический инструмент

В качестве второго условия для немецкой стороны глава Мюнхенской конференции по безопасности посоветовал предложить Соединенным Штатам Америки, Российской Федерации, а также Брюсселю подписать Евроатлантический энергетический договор. При этом, документ должен не только обеспечит быстрый переход к возобновляемым источникам энергии, но и укрепит целостность европейского газового рынка и усилит поддержку Украины.

«США и Европа уже состоят в Парижском соглашении, поэтому непонятно, зачем нужен еще один договор. Тем более он сможет обеспечить взаимную торговлю только на базе «зеленых» сертификатов, что повлияет лишь на то, как Россия будет торговать с Европой и какие возникнут дополнительные налоги, но не на «Северный поток – 2» в текущих условиях», - подчеркнул эксперт Митрахович.

Пока в ФРГ решают насущную дилемму, издание The National Interest нагнетает обстановку публикациями о том, что «Северный поток – 2» якобы нанесет долговременный ущерб отношениям между США и Европой. Так как «российская сторона», пишут американские журналисты, «воспринимает свои энергоресурсы как политическое оружие, поэтому некоторые европейские страны, сотрудничающие с Москвой, вынуждены отказываться от собственных амбиций и стремлений присоединиться к западным союзам». Проект «Северный поток – 2» предполагает прокладку двух нитей газопровода от российского побережья по дну Балтийского моря до Германии с ежегодной мощностью 55 миллиардов кубометров.

Бизнес и ФРГ определят дальнейшие шаги

Третье условие, прозвучавшее в Германии, подразумевает начало работы трубопровода с учетом того, что российская сторона выполнит некоторые политические условия. В качестве примера глава Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер привел украинский вопрос и дело Навального.

Перечисленные условия, заявил Ишингер, Берлин должен выполнять, координируя свои шаги с Соединенными Штатами, Европейской комиссией и восточноевропейскими партнерами ради главной цели: утвердить «новый трансатлантический роман» и превратить «ненужный жернов на шее Германии» в «стратегический козырь».

Станислав Митрахович, оценивая последнее условия, предположил, что с таким же успехом Евросоюз мог бы предложить Российской Федерации «обменять» Крым, Кубань, газопровод «Ямал» или еще что-то на запуск «Северного потока – 2». Все предложенные Германии условия, по мнению эксперта, оторваны от реалий газового или общего отраслевого бизнеса и максимально приближены к политике, из-за чего их можно расценивать как попытки заставить участников проекта отказаться от инвестиций.

Бизнес сообщество и некоторые страны Евросоюза, прогнозирует Митрахович, однозначно выступят против инициативы главы Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганга Ишингера. Но реализовать план трех шагов помешает скорее не это, а не их нецелесообразность.