Войти в почту

Индийский контракт позволит России окончательно реализовать проект Су-57

Экспортным недостатком Су-57 является «сырость» данного истребителя, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заместитель главного редактора журнала «Арсенал отечества» Дмитрий Дрозденко.

Индийский контракт позволит России окончательно реализовать проект Су-57
© ФБА "Экономика сегодня"

Госкорпорация Ростех представит на авиасалоне Aero India 2021 в индийском Бангалоре модель истребителя пятого поколения Су-57Э. Она даст полное и наглядное представление о возможностях этой боевой машины.

Су-57Э является экспортным вариантом базовой российской машины, а интерес Индии связан с тем, что еще в нулевые годы между Москвой и Нью-Дели начался разговор о сотрудничестве по истребителю пятого поколения.

Экспортные перспективы Су-57 под вопросом

В 2018 году переговоры между РФ и Индией по проекту FGFA были сорваны из-за выхода индийской стороны. Нью-Дели заявил, что обладает собственными технологиями, но это не соответствует действительности.

Главной претензией Нью-Дели является то, что проект Су-57 в РФ не доведен до конца: он не используется в войсках, а его серийное производство только начинается. Есть вопросы по двигателю «изделие 30»: индийцы хотели видеть FGFA c этой силовой установкой, а не с АЛ41Ф1, который взят с истребителя поколения 4++ Су-35С.

Однако сотрудничество между Россией и Индией никто не отменял: Нью-Дели продолжает делать ставку на российское оружие.

Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу считает, что отношения Москвы и Дели носят характер привилегированного стратегического партнерства и имеют потенциал к росту, а Индия для России является проверенным временем другом и единомышленником.

Объем российско-индийских контрактов составляет порядка 15 млрд долларов, а главный вопрос касается новейшего оружия. По комплексу С-400, который давно технически реализован, стороны договорились, а вот по Су-57 есть вопросы.

«Су-57Э является экспортным вариантом новейшего российского истребителя пятого поколения, с некоторыми ограничения в функциональности, но чего именно они касаются, сказать сложно. О различиях между базовым Су-57 и Су-57Э можно будет говорить только после того, как машину представят широкой публике», - констатирует Дрозденко.

Россия изначально планировала продавать этот истребитель на экспорт. Машина очень дорога: чтобы довести ее до ума и оправдать затраты на разработку и производство, экспортные продажи необходимы.

«Машина не отработана, в войска по сути не поступила, а первый серийный экземпляр разбился по техническим причинам. Пока экспортный потенциал Су-57 необходимо расценить как проблематичный», - заключает Дрозденко.

Дела у Су-57, как утверждает Дрозденко, идут хуже, чем у китайских истребителей пятого поколения J-20 и J-31, которые активно поступают в НОАК, не говоря уже про F-35 компании Lockheed Martin. Американскую машину нещадно критикуют, но она продается: в мире создана большая кооперация по F-35, значительное число машин удалось реализовать по экспортным контрактам.

В 2020 году американцы заключили контракт с Японией на поставку 63 истребителей F-35A и 42 истребителей F-35B (укороченный взлет и возможность вертикальной посадки) на сумму в 23,11 млрд долларов, и это один из многих контрактов.

«Плох или хорош F-35 мы можем обсуждать веками, важно то что он продается. Что касается Су-57, то было бы неплохо, если бы нашелся иностранный импортер данной машины. Чтобы удешевить производство, сделать его более качественным, машины нужно выпускать в серии, а их мы по Су-57 не видим», - резюмирует Дрозденко.

У Индии нет вариантов кроме Су-57

Истребители пятого поколения является сверхдорогими машинами, так что этот рынок нельзя назвать широким. Некоторые эксперты считают их характеристики избыточными, но это будущее боевой авиации.

«Любая современная военная техника является дорогой, и чем дальше, тем дороже. Продажа военной техники является политическим вопросом. Американцы хитрые, умные и ушлые: они не просто привязали F-35 к членам НАТО, но и включили союзников в кооперацию по производству этого истребителя», - констатирует Дрозденко.

Многие компоненты F-35 делают страны-участники программы: компоненты поделены на несколько уровней. Так, страны-импортеры данной машины привязываются к ней и даже называют F-35 своим истребителем.

«Каждая из этих стран истребитель создать не может, но связана с F-35 производственной порукой. Несмотря на это США ведут политическое давление на своих партнеров, ярким примером являются их отношения с Турцией», - заключает Дрозденко.

США из-за сделки по С-400 отказались продавать туркам сделанные, оплаченные и облетанные турецкими экипажами самолеты.

«Рынок военной техники политизирован, поэтому России важна Индия, которая была участником кооперации с Россией по истребителю пятого поколения. Что сегодня может сделать Индия? Купить F-35, но США показали себя в отношении с Турцией политически бешеным партнером», - резюмирует Дрозденко.

Американцы отказались продавать F-35 туркам, которые не только военный союзник США, но стратегически важная страна для НАТО. Их база «Инджирлик» является местом хранения американского ядерного оружия.

«В современной технике есть закладки, которые позволят ее отключить, и Индия опасается этого, рассматривая сотрудничество с США. У Китая индийцы ничего купить не могут из-за военного конфликта, поэтому остается Россия», - констатирует Дрозденко.