Войти в почту

Самолеты для верного, но глупого вассала

Конечно, через 15 лет может уже не быть ни единого ЕС, ни цельного НАТО, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Роман Губриенко. Но, поскольку Украина вписала интеграционные устремления в Конституцию, мы живем в логике извращенного принципа бусидо: «У самурая нет цели, только путь». А как в современной Украине можно иначе представить преодоление этого пути, если не на крыльях «звездно-полосатых» F-16 — вестников демократических ценностей и курьеров учения о правах человека.

Самолеты для верного, но глупого вассала
© Свободная пресса

Несовместимость проамериканского «видения» и рационального анализа

26 октября на «РБК-Украина» вышло интервью с командующим Воздушными силами ВСУ генерал-полковником Сергеем Дроздовым. В беседе с журналистом командующий озвучил главный проблемный тезис текущего состояния ВВС государства — морально и технически устаревший парк боевых машин и критическая необходимость стратегического перевооружения.

Дроздов отметил прискорбный факт — за весь период независимости на вооружение украинских ВВС не поступило ни одного нового самолета. «Мы защищаем воздушные границы нашего государства на образцах техники, которые были выпущены с 1968 до 1991 года. Самые старые самолеты у нас — военно-транспортные, им от 52 лет. Ударная, истребительная и разведывательная авиация — Су-25, Су-24М, МиГ-29, Су-27, Су-24МР с 1981 по 1991 год выпуска», — указал генерал-полковник.

Он также подчеркнул, что боеспособность ВВС Украины обеспечивается исключительно за счет ремонта и частичной модернизации старых боевых машин. Это возможно благодаря доставшемуся в наследство от УССР потенциалу отечественного военно-промышленного комплекса.

«Но ремонты тоже разные: продление ресурса, регламентные работы. Они проводятся как силами техническо-эксплуатационных частей бригад, так и авиационно-ремонтных предприятий. У нас в стране около десяти таких предприятий, которые выполняют ремонт и модернизацию техники советского производства, которая есть сегодня на вооружении ВСУ. Силами этих предприятий поддерживается состояние боеготовности наших самолетов, ежегодно от них мы получаем несколько десятков капитально отремонтированных и модернизированных единиц военной техники», — уточнил украинский военный.

Переходя от текущих проблем в отечественных ВВС, Дроздов поделился планами относительно материально-технического перевооружения украинской военной авиации. Ссылаясь на опыт развитых стран, генерал-полковник отметил, что для создания собственного боевого самолета необходимо «не менее 10 лет и не менее 10 млрд. долл. только на создание прототипа» машины, которая будет отвечать всем современным характеристикам.

Как утверждает Дроздов, поскольку у Украины на это нет ни средств, ни времени, мы нацелены на закупку техники у «стратегических партнеров», что предусмотрено программным документом «Візія Повітряних Сил 2035»: «Речь идет о закупке авиационной техники за рубежом в странах-партнерах. О едином типе многоцелевого истребителя, который впоследствии заменил бы все типы боевой авиации советского образца: истребители, штурмовики, бомбардировщики».

Командующий ВВС отметил, что пределом мечтаний украинских военных летчиков является американская машина Lockheed Martin F-35 Lightning II. Это унифицированный проект истребителя-бомбардировщика стран НАТО для базирования на суше и на море. Машину проектировали и создают силами консорциума, в котором ведущую роль занимают компании США, Великобритании, Италии и Канады.

Опыт Польши, у которой на вооружении состоят как советский МиГ-29, так и американский F-16, Дроздов считает оптимальным для Украины. На первом этапе необходимо купить у США как минимум одну эскадрилью истребителей и укомплектовать ими бригаду тактической авиации ВВС Украины. «Проблем с переобучением нашего летного состава на новый тип самолета не должно возникнуть, есть нюансы с технической базой, ремонтом, аэродромно-техническим обеспечением», — добавил военный.

Отметим, что на данный момент на вооружении украинских ВВС состоят сразу четыре типа самолетов: истребители Су-27, истребители МиГ-29, штурмовики Су-25, бомбардировщики Су-24М (и созданные на их базе самолеты-разведчики Су-24МР).

Вопреки тому, что командование ВВС уже определилось с базовой многоцелевой машиной для отечественного летного парка, в правительстве не разделяют столь безальтернативный подход. Выступая 30 октября на брифинге, вице-премьер-министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Олег Уруский де-факто дезавуировал заявление Дроздова.

Уруский подтвердил наличие планов по закупке самолетов, но уточнил, что вопрос оснащения отечественных ВВС определенным типом боевой машины еще не решен. «...Эти программы дорогостоящие и без основательного анализа, без рассмотрения этого вопроса правительством и на заседании СНБО такие решения приниматься не могут», — подчеркнул украинский вице-премьер.

С Уруским трудно не согласиться, ведь действительно, стратегия столь масштабной программы по перевооружению целого рода войск не может мотивироваться только лозунгами, что США являются «великими друзями» Украины. Даже отсылка к, казалось бы, близкому нам опыту Польши также весьма сомнительна. Некорректность сопоставления очевидна ввиду статуса Польши как члена ЕС и НАТО, а также в уровне, сущностном наполнении американо-польских и американо-украинских двусторонних отношений.

Курс на миф о технологическом превосходстве заокеанских «друзей»

Вопреки тому, что в Кабмине вполне справедливо апеллируют к отсутствию полноценного анализа программы перевооружения ВВС Украины, в самих Воздушных силах уже имеют готовый документ. Речь идет о вышеупомянутой «Видения Воздушных сил 2035», которая была утверждена решением военного совета Воздушных сил Вооруженных сил Украины 15 мая 2020 г. Примечательно, что подробности данного документа впервые были опубликованы 19 мая на «Украинском милитарном портале» (Ukrainian Military Pages). Как указано на сайте этой общественной конторы, ее основным партнером является фонд «Вернись живым», который патронирует представительство НАТО на Украине.

К слову, с 2015 г. при представительстве НАТО начал действовать Офис связи НАТО на Украине. Среди прочих задач натовский офис «принимает непосредственное участие в подготовке и выполнении некоторых практических мероприятий, таких как военные учения или проведение курсов по вопросам НАТО при Национальном университете обороны Украины имени Ивана Черняховского». Уточним, что университет им. Черняховского, несмотря на свое «недекоммунизированное» название (с точки зрения нынешних реалий), готовит армейскую элиту ВСУ.

Согласно «Видению» развития ВВС Украины до 2035 г. процесс реформирования предусматривает три этапа.

На первом (до 2025 г.), в 2021—2022 гг., должен быть проведен тендер и подписан контракт на закупку многоцелевого истребителя, ограниченные поставки которого в общем количестве до 6—12 самолетов должны начаться в 2023—2025 гг.

На втором этапе (до 2030 г.) должен состояться переход к плановому переоснащению тактической авиации, позволяющий прекратить деградацию возможностей Воздушных сил. Должны быть «налажены регулярные поставки новой боевой авиационной техники (8—12 многоцелевых самолетов в год) с одновременным выводом из боевого состава устаревших образцов, избавлением от отдельных родов авиации».

Третий этап (до 2035 г.) должен закончиться полным техническим переоснащением ВВС Украины и заменой всех устаревших самолетов.

На милитарном портале дается пояснение конечного итога реформы: «Существующая модель тактической авиации в составе ее родов (истребительной, бомбардировочной, штурмовой, разведывательной), которые вооружены широкой номенклатурой самолетов типа МиГ-29, Су-27, Су-24М, Су-25, Су-24МР, должна претерпеть изменения в направлении унификации и трансформироваться в модели многофункциональных военных частей тактической авиации, вооруженных единственным типом многоцелевого истребителя поколения 4++ зарубежного производства (типа Saab JAS-39E/F Gripen, F-16 Block 70/72 или другие), что позволит обеспечить унификацию и экономию ресурсов».

Общий бюджет 15-летней программы перевооружения отечественных ВВС оценивается в 320 млрд. грн., или почти в 11,5 млрд. долл. Это вполне соответствует заявленным командующим ВВС «десяти годам и десяти миллиардам долларов», необходимых для создания прототипа собственной боевой машины.

Но в данном случае говорить о становлении собственного кластера производства военной авиации весьма затруднительно. «Компетентности» украинских «элит» хватило только на систематическое уничтожение потенциала гражданского военно-транспортного потенциала отечественного самолетостроения, которое было машиностроительной фишкой промышленного комплекса УССР.

Впрочем, кроме баснословной суммы и геополитической «ориентации» «Видения», сомнения вызывает и боевая машина, которую Украина планирует взять на вооружение в качестве базовой многоцелевой модели.

«Подмоченная репутация» американского бренда

Американский F-16 Block 70/72, которому прочат судьбу основной боевой машины украинских ВВС, — это последняя модификация разработанного еще в середине 70-х истребителя F-16 Fighting Falcon. Это самая массовая модель самолета — конечно, после нашего легендарного МиГ-21. Модернизация F-16 Block 70/72 была произведена в 2015 году.

Линейка истребителя F-16 является основой экспорта боевых машин США, поставляемых в третьи страны. Правда, 2019 г. можно считать крайне неудачным для американцев с точки зрения рекламно-маркетинговых потерь и репутационных «зашкваров».

Во-первых, в начале 2019 г. командование ВВС Индии отказалось от контракта на поставку истребителей F-16 Block 70/72, которые американцы широко разрекламировали на выставке Aero India-2019 под брендом F-21. И это учитывая тот факт, что Индия выступает важнейшим союзником США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (который американская доктрина даже демонстративно переименовала в Индо-Тихоокеанский).

Во-вторых, летом 2019 г. президент Болгарии Румен Радев наложил вето на ратификацию сделки по приобретению восьми машин F-16 Block 70/72 на сумму 1,25 млрд. долл. При этом американцы уступили почти 420 млн. долл. от изначальной стоимости.

Однако Радева, имеющего военное образование и звание генерал-майора, не устроили нечетко прописанные в договоре гарантии и постгарантийное обслуживание самолетов. По условиям контракта Болгария должна была отдельно приобрести вооружение и оборудование к истребителям, в т.ч. ракеты класса «воздух-воздух». В общем, болгары посчитали, что почти 160 млн. долл. за саму только машину — это, что называется, a little too much.

В 2019 г. с истребителями F-16 приключилось несколько серьезных инцидентов, которые не прибавили авторитета этой линейке. В январе во время учений в Нидерландах F-16 буквально расстрелял сам себя. Издание Nederlandse Omroep Stichting сообщало, что, поражая цели на полигоне, машина расстреляла пушкой собственную обшивку, задев осколками двигатель.

В мае возвращавшийся на базу F-16 ВВС США врезался в здание в пригороде Лос-Анджелеса. Газета Los Angeles Times уточняла, что перед катапультированием пилот успел сообщить о проблемах гидравлической системы самолета. К счастью, машина упала на крышу нежилого здания, и инцидент обошелся без жертв.

Но главное событие, которое очень серьезно подмочило репутацию линейки модернизированных F-16, произошло в феврале 2019 г. во время обострения пограничного конфликта между Индией и Пакистаном. Пакистанский истребитель четвертого поколения F-16C Block 50/52 в ходе воздушного боя был успешно сбит индийской машиной третьего поколения МиГ-21 «Бизон» (модернизированный РФ МиГ-21 бис специально для ВВС Индии). Этот инцидент поднял классический и вполне закономерный вопрос: «Зачем платить больше?»

Конечно, если речь идет не о покупке в «нагрузку» к истребителям «дружбы» США или функции «санкционной неприкосновенности».

Через 15 лет, когда Украина предполагает завершить модернизацию своих ВВС, модель F-16 Block 70/72 «отпразднует» третий десяток. Если и закладывать в основу военной авиации какую-либо модель самолета «партнеров», то это должна быть самая современная машина, запущенная на данный момент в серийное производство. Вот только новенькие F-35 Украине пока никто не предлагает.

А если и предложат, то стоит серьезно подумать над таким «даром». Стоимость его производства покоробила даже привыкшего к широким жестам президента США Дональда Трампа. Программа создания F-35 Lightning II стала самой дорогой программой производства оружия за всю историю. Она уже обошлась консорциуму во главе со Штатами примерно в 1,5 трлн. долл.

Пересмотр итогов «цивилизационного выбора»

Вполне очевидно, что полная пересадка украинских военных летчиков на американское «железо» поставит крест на возможности возродить потенциал отечественного ВПК в сегменте самолетостроения. А заодно — уничтожит ремонтно-технический сегмент отрасли, состоящий из десятка заводов.

Кроме всего прочего, это будет означать полную зависимость от американского производителя в материально-техническом аспекте, которая к тому же будет не из дешевых. Это не очень перспективный формат принятия дорогостоящего «технологического вассалитета».

Понятно, что самостоятельно разрабатывать новую модель боевого самолета или проводить глубокую модернизацию старых моделей при существующем уровне и состоянии производственной базы Украина просто не способна. Да, можно развивать «візії» развития собственного промышленного и научно-технологического потенциала в рамках программы создания более или менее самодостаточного производственного цикла отечественного многозадачного истребителя.

Но это возможно, когда конкуренция между типами политического мышления шагнет за горизонт обобщенного выбора между шоколадным барыгой и мастером реприз на рояле. К слову, данная тема ближе к разделу утопического нонфикшена.

На данный момент самой грандиозной задачей украинского самолетостроения является производство версии Ан-178 без российских комплектующих. Эту цель вице-премьер Уруский заявил как приоритетную на 2021 г. Самой значительной программой модернизации отечественных машин стал, например, Су-27МУ2. Впрочем, по техническим характеристикам эта программа «апгрейда», по большому счету, соответствует модернизации российского СУ-27СМ первой половины «нулевых».

Сохранить и развивать потенциал отечественного ВПК в данном направлении можно только в рамках «нонконформистской» модели сотрудничества с Россией. В основе двусторонних связей может стать историческая связка авиастроительных отраслей двух стран, по принципу взаимного дополнения военной и гражданской авиационной базы двух экономик.

Очевидно, что, даже моделируя гипотетическое возобновление сотрудничества с РФ в области самолетостроения, в этом процессе Украина будет в статусе младшего партнера. Тем не менее этот вариант, реалистичность которого, увы, стремится к нулю, позволяет сохранить и использовать часть высокотехнологичного потенциала остатков украинского ВПК и гражданского авиастроения.

Путь закупки техники у стратегических партнеров в лице тех же США сулит банальное списание целого сегмента отечественной военно-промышленной индустрии на металлолом с последующей переплавкой «производственных отходов» на турецких сталелитейных заводах.