В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Зеленский приехал в Турцию за беспилотниками, как в Карабахе

Зеленский приехал в за беспилотниками, как в Карабахе
Зеленский приехал к Эрдогану за оружием. Накануне визита украинского президента в , который продлится до 17 октября, специально собрался, чтобы одобрить рамочное соглашения с Турцией. Как заявил украинский военный министр Андрей Таран, этот документ, должен расширить украинско-турецкое сотрудничество в военной сфере по 21 направлению. Какое турецкое вооружение может появиться теперь на Донбассе, рассказал директор (ЦАСТ) .
Фото: president.gov.ua.
– Нет сомнений, что во время визита Зеленского речь пойдет о турецких беспилотниках. В частности, Bayraktar, которые сейчас применяются в Нагорном Карабахе, – считает эксперт. – Безусловно, у Турции очень неплохие беспилотники, и не только Bayraktar, но и другие. Но тот «хайп», та агрессивная и навязчивая рекламная кампания, которые сейчас развернулись вокруг турецких дронов, не соответствуют ни их истинному вкладу в военные события в Карабахе, ни их реальной боевой ценности.
В отношении Bayraktar очень мощный пиар, на который многие повелись. Например, президент – большой любитель пиара. Он недавно заявил, что Bayraktar, дескать, так хорошо применяются против армянской армии, что он сейчас же дает команду и посылает своих специалистов в Турцию для изучения и переговоров о закупке этих боевых дронов.
Скорее всего, он ничего и не купит, но попиарится, показав, как он заботится о безопасности страны. Так сказать, нашел повод.
– Странный повод, зачем пиарить турецкое оружие?
– На самом деле, специалисты прекрасно знают: да, турецкие беспилотники – машины неплохие, боевые задачи решают хорошо. Но, скажем, какие-нибудь китайские ударные беспилотники, наверняка ведь не хуже. Просто у них нет такого красивого и эффективного пиара, который турецким Bayraktar обеспечил карабахский конфликт.
Так что если сейчас рассказывать про закупки китайских беспилотников, попиарится не удастся. Никого не заведет. А вот попиарится на турецких, причем конкретно этого типа – самое то. Тут можно заработать очки в глазах непросвещенной публики. 
– Выходит, Зеленский тоже решил сделать себе пиар на теме обороны страны? Но, с другой стороны, не только ведь за одними беспилотниками он поехал к Эрдогану? У турок ведь и другое оружие есть?
– Турецкую оборонную промышленность можно условно поделить на две неравных части. Есть системы, которые турки научились делать сами. И хорошо делать. Это же касается стрелкового оружия, боеприпасов, легкой бронетехники. Особенно колесной. Такой, которую украинская армия могла бы легко использовать в зоне боевых действий на Донбассе, где требуется защититься от обстрелов, или подложенных мин и фугасов. Но не во время танковых сражений, когда по тебе бьют бронебойными снарядами.
Так что такую колесную бронетехнику, а также стрелковое вооружение Зеленский может закупить там в довольно в большом количестве и по хорошей цене.
У Турции есть еще хорошие морские разработки. В частности, замечательные скоростные лодки, сделанные на турецкой верфи «Yonca-Onuk». Такие лодки в свое время купили грузины, и они неплохо себя проявили во время войны в . Они намного лучше всего того, что пытаются делать у себя сами украинцы. И даже лучше тех, которые они сейчас собираются по абсолютно завышенным «космическим» ценам покупать в Британии.
– Выходит, Зеленскому их выгодней было бы купить у Турции?
– Безусловно выгодней, но тут уже политика. Все остальное, что делают турки, очень сильно зависит от зарубежных комплектующих, а, значит, дорого в эксплуатации и подвержено дополнительным рискам. То есть если, к примеру, туркам обрезают поставку движков, или каких-то систем целеуказания, то начинаются проблемы с их финальной продукцией.
– А обрезать, надо понимать, могут. Если Эрдаган, по мнению США, или , будет себя плохо вести. А с ним это случается. Тогда его могут наказать такими непоставками? Хотя нужен какой-то благовидный предлог.
– Легко. Ввиду того, что из-за турецкого оружия, которое поставляется одной из воюющих сторон, страдают мирные жители, уже приняла решение не поставлять часть своих комплектующих Турции. Американцы и страны Евросоюза могут также блокировать поставку комплектующих.
Ну вот, допустим, на беспилотниках Bayraktar стоит немецкий двигатель Rotax. У Турции, наверное, есть какое-то количество этих движков, но их производство не локализовано в Турции – у себя турки их не производят. Соответственно, в случае чего, быстро импортозаместиться, они не смогут.
Так что, покупая у них что-то, надо понимать: многие турецкие вооружения – это своего рода конструктор «лего».
– То есть если бы турки даже хотели продать большую партию какого-то серьезного оружия Зеленскому, то сделать этого не смогут?
– Контракт они, наверное, заключить смогут, но потом возникнут проблемы с его исполнением. Так что вряд ли здесь оправдано говорить о покупке у Анкары вооружений в каких-то больших количествах. По крайней мере, сейчас. 
– Но и в малом количестве беспилотники Bayraktar, если их продадут Зеленскому, станут серьезной головной болью для Донбасса.
– На уже и сейчас имеется небольшая партия этих беспилотников – один контракт по ним украинцы уже заключили, и сейчас их осваивают. Это контракт был заключен еще до событий в Карабахе. И если они закупят еще большую партию, и турки поделятся с ними опытом боевого применения, методиками их использования, то это действительно может стать большой проблемой не только для ополченцев Донбасса. 
Тем более, следует учитывать, что в ходе применения в зонах боевых действий, техника всегда улучшается. К примеру, когда Ми-24 только пришел в , то это был один вертолет, а потом по результатам его эксплуатации в Афганистане, он был доработан и стал той самой уникальной машиной, которая теперь известна на весь мир.
Так и здесь. Тот Bayraktar, который был изначально, теперь уже несколько другой. Наверняка турки его совершенствуют. И после применения в , , а сейчас в Нагорном Карабахе, они смогут уже предлагать какую-то более продвинутую его версию.
Конечно, применение такой улучшенной модернизированной техники способно создать серьезную проблему не только для Луганской и Донецкой республик, но и для западных регионов России, в случае эскалации военного конфликта у наших границ. И нам смотреть просто так на все это нельзя. Надо готовить ответ.
– Каким он может быть?
– Думаю, наше должно форсировать изготовление ударных беспилотников. Ну а если мы сами не в состоянии их делать, то должны закупать в других странах. Мы можем купить их, к примеру, в или в . Наверное, это будет не слишком хорошо с точки зрения пиара – великая авиационная Россия закупает беспилотники за рубежом. Но от подобного рода «патриотических» доводов пока надо отказаться, если требуется решать боевые задачи. А кроме этого, надо форсировать работу над созданием систем, которые будут бороться с беспилотниками.
– То есть комплексов ПВО? Но здесь мы, вроде и так впереди планеты всей?
– Да, но, как мы понимаем теперь, классические системы ПВО не слишком заточены под такие задачи. Причем даже не с точки зрения боевой эффективности. Здесь выходит на передний план экономическая целесообразность. Когда ракета комплекса ПВО «Тор» стоит под миллион долларов, а ты ее используешь для того, чтобы сбить дешевый беспилотник – это, наверное, не рационально. И даже если ты ей все время будешь попадать по такой цели, то, в конце концов, все равно просто вылетишь в трубу.
– А есть еще «Панцирь»? 
– В «Панцирях» ракета неуправляемая. Ей еще попасть надо. Поэтому вполне очевидно, что сейчас необходимо форсировать создание каких-то средств, которые смогут не только эффективно бороться с такими беспилотниками, но и делать это дешево. Это однозначно. Иначе и нас, ну, конечно, с поправкой на масштаб, может вскоре ожидать такой же неприятный сюрприз, который сейчас испытала на себе армия Нагорного Карабаха и .