Войти в почту

Найденную в лесу первую "Ракету" увезут в Камское Устье: на теплоходе мог ходить легендарный Девятаев

Администрация района ищет средства вывезти из закрывшегося детского лагеря достопримечательность советской эпохи Как стало известно "Реальному времени", угроза быть распиленной нависла над историческим артефактом — первой "Ракетой", приписанной к Казанскому речному порту. Есть легенда, что на этом теплоходе ходил Герой Советского Союза Михаил Девятаев. Сейчас судно стоит в селе Кирельское в заброшенном детском лагере, который будут либо продавать, либо искать арендатора. У районных властей были планы установить судно на причале в Камском Устье, но денег на его транспортировку пока не нашли. Лесной фантом Пассажирское речное судно на подводных крыльях за № 25 было выпущено в 1961 году и стало первым в своем классе, приписанном к Казанскому речному порту. Гарантийный срок службы "Ракет" — 18 лет, и в 1982 году ее списали. Какое-то время теплоход стоял на причале в Речном порту. А потом кто-то сначала по воде, а потом на тракторе, частично обломав крылья, затащил его в село Кирельское, где в советское время находился летний детский лагерь "Волга". Судно полностью разобрали, вытащив "начинку", заварили окна и использовали под кинотеатр. Потом "Ракету" приспособили под танцпощадку, а затем из нее сделали что-то вроде маленького музея или фотогалереи. До сих пор обшивку изнутри украшают вырезанные из дерева фигуры и портреты известных мореплавателей и флотоводцев в массивных деревянных рамах. В прошлом году лагерь закрыли, и теперь 27-метровое судно одиноко стоит посреди мощных деревьев, больше похожее на фантом. Внешне оно выглядит вполне крепким, хорошо сохранились и причудливые интерьеры. Как рассказали "Реальному времени" в администрации Камского Устья, ДОЛ "Волга" прекратил свою работу в связи с тем, что к нему не было нормальных подъездных путей для доставки продуктов и других необходимых товаров. Добраться до него можно было либо пешком по разводному мосту, либо 8,5 км по грунтовке. Вместо него для детей по соседству, в поселке Заовражный Каратай, построили новый благоустроенный лагерь, который откроется следующим летом. А историческое судно еще прежний глава района Павел Лоханов планировал вывезти в Камское Устье и установить на причале, использовав под кафе или музей речного флота. Однако в прошлом году Лоханов переехал в Казань, возглавив региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РТ. Нынешний глава, Наиль Вазыхов, идею тоже поддерживает. Но вопрос — в финансировании. По приблизительным подсчетам, на транспортировку и установку "Ракеты" на новом месте потребуется около 200 тыс. рублей, большая часть которых — это услуги тральщика. Из-за сложного рельефа местности нужно сделать крюк в 15 км по грунтовым дорогам, которые, видимо, придется приспосабливать для прохода машины. — Есть желание руководства района, чтобы "Ракета" стояла на причале в Камском Устье. Но вопрос упирается в деньги. 200 тысяч — это очень существенная для района сумма. Денег у района нет, у поселения тоже нет, и местных спонсоров сейчас тоже очень сложно найти. Время сейчас, сами понимаете, какое, — рассказал "Реальному времени" председатель Палаты земельных и имущественных отношений Камско-Устьинского района Сергей Головин. "Ракетой" мог управлять Девятаев Как нам стало известно, районные власти через несколько месяцев планируют либо продать детский лагерь, либо передать его в аренду. Если судно к этому времени не вывезти, то новые хозяева могут сделать с ним все, что угодно, даже распилить. Но если объект так никого и не заинтересует, то его финансирование все равно прекратится, а значит, лагерь снимут с охраны, которая пока следит за тем, чтобы деревенские ничего не растащили. Краевед Борис Петухов подтвердил "Реальному времени", что "Ракета" № 25 — это известный объект, сохранились архивные фото, на которых он запечатлен стоящим на рейде в Казанском речном порту. — Вроде бы считается, что на ней ходил летчик-Герой Советского Союза Михаил Девятаев. 100% уверенности у меня нет, но известно, что Девятаев принимал участие в первых рейсах "Ракет". А поскольку это первое такое судно с припиской к Казанскому порту, то вероятность весьма высока. Хотя, конечно, есть "Ракета" № 118 с табличкой внутри, что ее капитаном был Девятаев. Петухов считает, что судно могло бы стать украшением Камского Устья. Его можно было бы с успехом приспособить под небольшое кафе, как это делают в других городах, или музей. — Камское Устье всегда было поселком речников. В местном музее есть экспонаты, связанные с речниками, старые фотографии, часть которых можно было бы разместить на судне. Это могло бы стать достопримечательностью: представьте, люди приезжают в Камское Устье, выходят на причал, и видят "Ракету", которые ходили здесь когда-то каждый час. "Сделано в СССР" Выпуск "Ракет" начался в 1957 году и продолжался до середины 1970-х годов. Всего было построено около четырёхсот теплоходов. Первое экспериментальное судно на подводных крыльях "Ракета-1" было выпущено на заводе "Красное Сормово". Свой первый рейс, в составе Волжского объединённого речного пароходства, "Ракета-1" совершила 25 августа 1957 года. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов, на борту находилось тридцать пассажиров. На одном из ходовых испытаний теплохода в качестве гостя присутствовал конструктор космической техники Сергей Королёв. Несколько раз ходовые испытания "Ракеты-1" выполнял прославленный лётчик, Герой Советского Союза Михаил Девятаев, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав вражеский бомбардировщик. Серийный выпуск "Ракет" был налажен на Феодосийском судостроительном заводе "Море". С 1959 года по 1976 год было построено 389 "Ракет", в том числе более тридцати на экспорт. Высокооборотные дизельные двигатели поставлялись ленинградским заводом "Звезда". "Ракеты" были очень популярны в СССР и за его пределами. Их упоминали в песнях и стихах. Название "Ракета" стало нарицательным, и часто так называют все суда подобного типа, путая "Ракеты" с "Метеорами" и другими судами на подводных крыльях. С появлением этих скоростных теплоходов пассажиры получили возможность быстро добираться по воде до труднодоступных населённых пунктов. Поездка на "Ракете" в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых видов семейного отдыха на реке. Главным отличием "Ракеты" от всех остальных речных судов на подводных крыльях является наличие большой открытой площадки в кормовой части. "Ракеты" обладают выдающимся внешним видом и поэтому многие из них не утилизировались после списания, а устанавливались на берегах водоёмов, в парках и внутри переделывались под кафе, музеи и прочее.

Найденную в лесу первую "Ракету" увезут в Камское Устье: на теплоходе мог ходить легендарный Девятаев
© Реальное время