Войти в почту

Asia Times (Гонконг): МиГ-21 против Ф-16 над Кашмиром

Может ли старый самолет МиГ-21 уничтожить более современный Ф-16? Да, индийский пилот, управлявший версией истребителя МиГ-21 «Бизон», по всей вероятности, сбил пакистанский Ф-16 российской ракетой Р-73 «Вымпел» класса «воздух-воздух». Хотя Пакистан продолжает отрицать, что один из его Ф-16 был сбит, данные, доказывающие обратное, пишет автор Asia Times (Гонконг), кажутся все более убедительными.

До сих пор окончательно неясно, действительно ли Индия сбила пакистанский самолет, однако самолеты этих двух стран ведут себя в воздухе очень по-разному.

Ракета Р-73 малого радиуса действия управляется с помощью нашлемной системы целеуказания, что позволяет пилоту смотреть вправо и влево и выпускать ракету, которая повернет в ту сторону, куда направлена голова пилота. В более современных российских самолетах, включая МиГ-29, установлены нашлемные системы целеуказания «Щель-3УМ».

Российские производители устанавливали эти системы на индийские истребители Миг-21 «Бизон» начиная с 2006 года. На самом деле индийские МиГ-21 проходили целый ряд доработок: в них были установлены новые внутрикабинные дисплеи и электроника, усовершенствованные двигатели, а также корпус был покрыт специальным покрытием, которое позволяет уменьшать радиолокационную заметность самолета.

Усовершенствованная версия «Бизон» является гораздо более боеспособной по сравнению с ее предшественником — классическим МиГ-21, который был принят на вооружение еще в 1964 году. Во многом она даже лучше более современной модели МиГ-21бис. Однако даже гораздо более старые истребители МиГ демонстрировали свою эффективности в определенных условиях.

Блестящие летчики-истребители

К примеру, в Северном Вьетнаме были блестящие летчики-истребители, которым во время войны во Вьетнаме удавалось сбивать американские фронтовые самолеты, включая Ф-104 «Старфайтер» и более совершенные самолеты третьего поколения Ф-4 «Фантом». «Фантом» представлял собой крупный, мощный самолет с двумя двигателями, способный нести большую бомбовую нагрузку. Он также был способен нести ядерный заряд.

Вьетнамские пилоты, управлявшие МиГ-21, сумели сбить в общей сложности 37 «Фантомов» — Ф-4Б, Ф-4C, Ф-4Д, Ф-4E и Ф-4Джей — используя в основном ракеты АА-2 «Атолл» советского производства, которые представляли собой копии старой американской ракеты AIM-9B «Сайдуиндер», полученной русскими у Китая в 1958 году, или 23-миллиметровые пушки ГШ-23Л, установленные на истребители МиГ.

Индия начала покупать у СССР самолеты МиГ в 1962 году. В 1967 году индийская компания «Хиндустан Аэронаутикс» (Hindustan Aeronautics) начала производить их лицензированные копии в трех основных вариантах — МиГ-21ФЛ, МиГ-21М и МиГ-21бис — выпустив в общей сложности 657 самолетов. Из них 255 самолетов были в модификации «бис», а 110 из них проходили доработки до уровня «Бизон» начиная с 2006 года.

Именно эти самолеты прибыли в Джамму и Кашмир, когда пакистанцы атаковали военные объекты в этом индийском штате. Если верить сообщениям, полученным от авторитетных индийских экспертов в области обороны — отставного вице-маршала авиации П.К. Сривастава (P.K. Srivastava), эксперта в области обороны и корреспондента издания «Трибьюн» Аджая Банерджи (Ajay Banerjee), а также генерал-майора в отставке Рави Арора (Ravi Arora), который сейчас является главным редактором издания «Индиан милитари ревью» (Indian Military Review), — в ходе воздушного боя был сбит один самолет Ф-16. Индия утверждает, что она потеряла только один самолет, хотя другие источники заявляют, что она потеряла два МиГа-21.

Один индийский пилот сумел катапультироваться и приземлиться на пакистанской стороне линии разграничения, где его захватили в плен, но позже передали Индии в знак примирения. Этим освобожденным пилотом был командир крыла Абхинандан Вартхаман (Abhinandan Varthaman). По некоторым сообщениям, после приземления его преследовали рассерженные местные жители, ему пришлось стрелять в воздух и съесть секретные документы, прежде чем его схватили пакистанцы, которые обращались с ним очень жестко. Теперь он стал индийским национальным героем.

В распоряжении Пакистана сейчас есть примерно 45 самолетов Ф-16, большинство из которых — это модели A и Б (модель Б — это двухместная учебно-тренировочная модификация). Турция усовершенствовала 41 пакистанский самолет Ф-16 примерно до уровня «Блок 50», предполагающего более современную кабину пилота и электронику, а также улучшенную радиолокационную систему. Вполне вероятно, что модели Б, предназначенные для тренировок, не были усовершенствованы.

«Примерно эквивалентны»

С точки зрения Индии, самолеты МиГ-21 «Бизон» и пакистанские Ф-16, включая усовершенствованные версии, «примерно эквивалентны», хотя Ф-16 все же более маневренны и обладают большим радиусом действия по сравнению с МиГами. Но между ними есть одно существенное различие: в то время как индийские истребители МиГ могут нести и ракеты Р-73 малой дальности, и ракеты Р-77 средней дальности, Ф-16 могут нести ракеты AIM-9, включая все ее обновленные версии, а также AIM-120 AMRAAM.

Дальность ракет AMRAAM составляет 55-75 километров, и в ходе воздушного боя пакистанцы выпустили как минимум одну такую ракету, обломки которой были обнаружены на индийской территории.

Между тем специалисты считают, что российские ракеты средней дальности Р-77 не слишком эффективны, и Россия к настоящему моменту осуществила всего одну их доработку. Хотя в распоряжении Индии действительно есть ракеты Р-77, в воздушном бое над Кашмиром они, очевидно, не применялись.

Согласно некоторым сообщениям, сбитый Ф-16 был двухместной модификацией Б, потому что после попадания ракеты в этот самолет в небе было замечено два парашюта. Пилот и второй пилот катапультировались над пакистанской территорией. Модификация Б является наименее боеспособной и наименее модернизированной моделью в пакистанском флоте Ф-16. На усовершенствованных МиГах и Ф-16 установлены импульсные доплеровские радиолокационные системы, обладающие примерно равными возможностями, а более новые модели пакистанских Ф-16 поддерживают AMRAAM.

Однако между ними есть несколько существенных различий. Управлять самолетом МиГ-21 очень трудно, и от пилота требуется большая концентрация, потому что системы управления полетов являются механическими и соединяются стальными кабелями. Самолеты Ф-16 гораздо более современны — даже в своих ранних версиях: устойчивость полета контролируется компьютером, а рули управления полетом — закрылки, элероны и стабилизаторы — связаны между собой не механическим, а электронным образом, что позволяет активировать контрольные механизмы.

В авиации это называется электронным управлением полетом. В совокупности с более мощным двигателем эти системы делают Ф-16 гораздо более мощным и боеспособным самолетом, нежели более старые МиГи-21.

Хотя индийскому пилоту, по всей видимости, действительно удалось сбить более старую версию Ф-16, не значит ли это, что МиГ-21 в своей усовершенствованной модификации проиграет в том случае, если против него выступят самолеты третьего или четвертого поколения?

Американские пилоты, управлявшие самолетами Ф-15С, проиграли индийским истребителям МиГ в соревнованиях, что заставило многих экспертов задуматься об эффективности этих американских самолетов. В то время как первые полетные упражнения позволили индийской стороне получить серьезное преимущество в числе самолетов и диапазоне режимов полетов, дальнейшие упражнения показали, что управляемые индийцами МиГ-21 оказались более эффективными, чем ожидали американцы.

В своем итоговом отчете индийские эксперты и некоторые американские пилоты отметили, что индийские пилоты разработали блестящую тактику и что они могут координировать действия самолетов в ходе боевых операций при помощи электронных средств — сегодня этой способностью обладают Ф-35, оснащенные отличными радиолокационными системами, специальными бортовыми компьютерами и способные автоматически связываться с другими самолетами.

Таким образом, в каком-то смысле Индия соединила старое и новое, создав предтечу Ф-35. МиГ-21 будет оставаться на вооружении еще как минимум пять лет — до тех пор, пока эти самолеты не будут списаны из-за общей изношенности или не начнут сильно уступать «противнику».

Несмотря на частичный успех индийского истребителя на линии контроля, Индии уже сейчас пора приобретать самолеты нового поколения, поскольку у нее должно быть достаточное количество истребителей, чтобы противостоять Пакистану и, возможно, Китаю. Одной тактики не хватит. В конечном счете оставшиеся МиГи просто поместят на пьедесталы у въездов на базы индийских ВВС.