Войти в почту

Перспективы сверхзвукового бизнес-джета упираются в коммерческую целесообразнсть – Гусаров

Компания «Туполев» заявила о том, что первый полет опытного образца сверхзвукового пассажирского самолета бизнес-класса должен произойти в 2027 году, причем разработку данного лайнера планируется производить в два этапа. Для реализации этого проекта необходимо государственное финансирование В рамках первого этапа, который планируется реализовать до 2024 года, обозначена разработка самолета-демонстратора, а в рамках второго, который продлится до 2027 года, уже опытного образца с первым его вылетом. На научно-исследовательские и экспериментальные работы будет потрачено 42 млрд рублей, а на опытно-конструкторские работы – 57 млрд, что вместе составляет 99 млрд рублей. Стоимость серийного самолета оценивается предприятием в 6 млрд рублей в сегодняшних ценах. Главный редактор AVIA.RU Роман Гусаров в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что перспективы данной машины вызывают очень серьезные сомнения, поскольку этот проект не указан ни в одном из стратегических российских документов. «По этому заявлению компании «Туполев» очень много вопросов. Есть ли здесь заказ и будет ли здесь государственное финансирование? Насколько я понимаю, фирма «Туполев» находится далеко не в том состоянии, чтобы самой это профинансировать. Соответственно, чтобы что-то делать, эта фирма должна получить заказ, причем коммерческий заказ фирме «Туполев» вряд ли кто-то даст», - констатирует Гусаров. Такому самолету будет очень сложно стать коммерчески успешным Если же речь идет о государственном финансировании, то тогда этот самолет должен быть записан в государственную программу развития авиационной промышленности, но там его нет. Соответственно, как полагает эксперт, можно предположить, что туполевцы пытаются здесь выдать желаемое за действительное, и уже не в первый раз навязчиво пролоббировать собственный проект. «При этом, никто здесь не говорит о том, нужен ли вообще этот самолет и будет ли на него спрос, поскольку основной задачей является получение государственного финансирования. По этой причине я отношусь к данному проекту скептически», - резюмирует Гусаров. По словам Романа Владимировича, этот самолет будет очень дорогим, поскольку разговор здесь идет о сверхзвуковом самолете для деловых перелетов. По сути своей, это новый класс самолета в лице так называемого делового бизнес-джета. «Данная машина будет стоить дорого, как по стоимости разработки, как по стоимости создания, так и по стоимости содержания. Это говорит о том, что этот самолет будет доступен небольшому кругу лиц и выпускаться штучно», - заключает Гусаров. Пока сверхзвуковые гражданские лайнеры оказывались коммерчески неэффективными Соответственно, вызывают очень большие сомнения, что в рамках такого проекта можно будет отбить вложенные средства, учитывая, что прямых аналогов у данного самолета на сегодняшний день нет, и многое здесь придется создавать с нуля. «В мире на сегодняшний день нет сверхзвуковых «бизнес-джетов», да и из пассажирских самолетов было только две таких машины. Это советский Ту-144 и англо-французский Concorde, которые были созданы в начале семидесятых», - констатирует Гусаров. Эти самолеты показали свою невостребованность и экономическую неэффективность – Ту-144 вообще немного полетал и был быстро снят в СССР сначала с производства, а затем и с эксплуатации, а Concorde летал на Западе до первой своей катастрофы. «Примечательно, что самолеты Concorde были отданы производителями за 1 фунт авиакомпаниям Air France и British Airways, которые его использовали до 2003 года. И здесь нужно понимать, что мы явно не превосходим ни американских, ни европейских производителей в сфере гражданской авиации, но даже они не берутся за такой проект ввиду смутной целесообразности», - резюмирует Гусаров. России на сегодня нужны машины другого класса И в этой связи нужно вспомнить, что в России не хватает стандартных магистральных самолетов, поэтому нашим разработчикам лучше бы сосредоточить свое внимание на этом направлении, поскольку оно стратегически важно для нашей страны. «Недавно премьер-министр говорил, что у нас нет своих региональных самолетов, из-за чего даже для местных линий приходится закупать иностранные машины. То есть пока у нас нет дееспособного турбовинтового самолета, но одновременно нам предлагают взяться за какой-то сверхдорогой и новаторский проект, на который будет только штучный спрос», - заключает Гусаров. Очевидно, что на подобные проекты не нужно выделять государственные деньги, поскольку за последние надо делать то, что нужно сейчас населению и экономике. К тому же, заявленные фирмой «Туполев» объемы финансирования носят заниженный характер. «Как показала практика, создание даже небольшого Superjet-100 вышло в гораздо большие средства. Как минимум, это 3 млрд долларов, а, как максимум, 7. Здесь все считают по-разному. И это без стоимости двигателя, а ведь последний для полетов на сверхзвуке обойдется в такую же сумму, не говоря уже о необходимых сроках его производства в 8-10 лет», - констатирует Гусаров. Еще нельзя забывать и про то обстоятельство, что у российских двигателистов сегодня стоит обширный перечень задач, поэтому на изготовление двигателя для сверхзвукового бизнес-джета им просто может не хватить ни времени, ни ресурсов. «У нас двигателя для того, чтобы держать самолет на сверзвуковой крейсерской скорости, просто нет. Его придется создавать, а это все те же 8-10 лет при хорошем и стабильном финансировании. Так что, перед нами прожектерство», - резюмирует Гусаров.

Перспективы сверхзвукового бизнес-джета упираются в коммерческую целесообразнсть – Гусаров
© ФБА "Экономика сегодня"