Войти в почту

Аэротакси на гибридном двигателе

Компания Napoleon.aero создала прототип аэротакси – самолет вертикального взлета и посадки, который может перевозить 3 человек или грузы до 470 кг на расстояние до 640 км. Компания находится на финальном этапе испытаний масштабного прототипа. В отличие от вертолетов, ее услуги будут дешевле примерно вдвое – один полетный час будет стоить $70-80, но сама машина будет готова к массовым полетам примерно через пять лет. Самолет превращается в аэротакси Компания Napoleon.aero создана серийным предпринимателем, совладельцем хостела «Наполеон» в центре Москвы Михаилом Нуриджановым. Сконструировать летательный аппарат ему помогли инженеры из АО «Гражданские самолёты Сухого», ОКБ «Сухой», ОКБ МиГ, корпорации «Тактическое ракетное вооружение», Центрального аэрогидродинамического института им. Жуковского. Их имена предприниматель не раскрывает, но один из конструкторов – его родственник. Этим проектом Нуриджанов занимается уже около 2,5 лет. Будущее аэротакси похоже на небольшой самолет длиной 7 метров и размахом крыльев 8,5 метров, весом 1600 кг. Машина летает на высоте до 3000 м, вмещает трех человек и пилота. На сегодня максимальное расстояние, которое она может преодолеть, – 640 км, но в будущем дальность полетов может вырасти. Корпус и крылья летательного аппарата сделаны из углепластика – сверхпрочного композитного материала. Корпус и силовой каркас – собственного производства, электронные компоненты доставлены из Китая, винты – из США. Где собран прототип – не раскрывается, также Нуриджанов пока не хочет публиковать видео испытательных полетов, но корреспондент «Инвест-Форсайта» видел машину: она летает, хотя и пока не идеально. Для взлета аэротакси необходима вертолетная площадка площадью 14 м на 14 м. Через 5 лет машина пройдет полный цикл испытаний, будет сертифицирована и готова к массовому производству и полетам. Только на сертификацию может уйти не меньше 2 лет. В отличие от конкурентов, разрабатывающих свои модели на электродвигателе, конструкторы Napoleon.aero решили использовать гибридный двигатель. Машина будет летать на бензине или авиационном керосине. Часть механической энергии основного двигателя напрямую идёт на воздушные винты, другая часть энергии трансформируется в электрическую энергию и идёт на электродвигатели и воздушные винты. Взлет-посадка – на электричестве, горизонтальный полет напрямую с основного двигателя. Полностью летать на электродвигателе пока не получается. Дело в том, что энергоемкость батарей для электродвигателей – 250 ватт/кг, энергоемкость горючего топлива – 12 000 ватт/кг. Основная трудность для Napoleon.aero, впрочем, как и у конкурентов – это переходный режим от взлета к горизонтальному полету, или от вертолетного режима к самолетному. В этот момент возникают два вектора тяги – один направлен в сторону земли, второй – параллельно земле. И нужно сделать так, чтобы самолет не проваливался вниз и не переворачивался. У разработчиков есть решение – закрыть подъемные механизмы специальными устройствами. Рынок и инвестиции Napoleon.aero собирается связать небольшие города с мегаполисами, например Чехов с Рязанью. В небе самих мегаполисов в России такие полеты пока запрещены. Аэротакси также будет востребовано в малодоступных местах, например в Якутии, Арктике. Пока машина разрабатывается за счет Михаила Нуриджанова. Для того чтобы запустить серийное производство, аэротакси нужно $30 млн. На новых испытаниях машины-прототипа этой осенью в Подмосковье будут присутствовать профильные венчурные инвесторы, на деньги которых Нуриджанов рассчитывает развивать свой проект, а также представители госструктур – но кто именно приглашен, пока не раскрывается. Без одобрения госструктур такой проект не реализовать. Нуриджанов общался с чиновниками Министерства транспорта РФ, и там ему сказали, что пока аэротакси не научилось летать, говорить о какой-то поддержке рано. Конкуренты и инфраструктура Конкурировать с вертолетами компания собирается более низкой ценой и более высокой скоростью. Один полетный час у Napoleon.aero будет стоить $70-80, тогда как, например, у вертолета Робинсон 44 – $200-250 за час полета. Если $70-80 разделить на трех пассажиров, выходит $23-26 за час полета с одного человека. За час аэротакси будет преодолевать 250-260 км, Робинсон – 180 км. Сама машина будет стоить около 9 млн руб. В перспективе аппарат будет беспилотным, дистанционно управляемым и сможет поднимать 4 пассажиров. Помимо летательных аппаратов, Нуриджанов собирается создавать инфраструктуру для их использования, чтобы цена полета была не слишком высокой. В перспективе свои машины Нуриджанов хочет поставлять компании Uber, которая также работает над созданием собственного сервиса аэротакси. Аэротакси сегодня разрабатывают около сотни стартапов, а также такие глобальные компании, как Boeing и Airbus. Наиболее известный стартап – Kitty Hawk, в который инвестировал сооснователь Google Ларри Пейдж. Российская компания «Бартини» показала концепт своего аэротакси прошлым летом, но в небо ее машина пока не поднималась. Все они делают беспилотные электрические летательные аппараты, как правило, самолетной компоновки. Такие машины не загрязняют воздух, но у них более низкая скорость, чем у Napoleon.aero. Так, скорость электрического пассажирского коптера Kitty Hawk Cora и «Бартини» – около 150 км/ч, а запаса аккумулятора хватает на полеты до 100 км. Kitty Hawk Cora начнет массово выпускаться через три года в Новой Зеландии. Автор: Наталья Кузнецова

Аэротакси на гибридном двигателе
© Инвест-Форсайт