Ещё
Песков назвал главный вопрос к Украине
Песков назвал главный вопрос к Украине
Украина
Показаны действия Украины под Крымским мостом
Показаны действия Украины под Крымским мостом
Армия
"Я живу как хочу": посадившая ребенка за руль объяснилась
"Я живу как хочу": посадившая ребенка за руль объяснилась
Происшествия
Ротару возвращается в Россию на заработки
Ротару возвращается в Россию на заработки
Шоу-бизнес

Палач или гений: он дал СССР ракетный щит, взамен «убив» авиацию 

Палач или гений: он дал СССР ракетный щит, но «убил» авиацию
Фото: lemur59.ru
В июне этого года Генеральному конструктору Владимиру Николаевичу Челомею исполнилось бы 104 года. О нем сегодня говорят мало. Кто-то считает его «серым кардиналом» советской космонавтики, кто-то «палачом отечественной авиации». Но даже, если судить только по тем проектам, которые осуществил Челомей, его, безусловно, можно поставить в ряд с такими крупными фигурами в истории ракетостроения и освоения космоса, как С. Королев, М. Янгель, В. Глушко.
Именно благодаря КБ Челомея было выполнено 3 крупных оборонных национальных программы СССР. К первой относится оснащение отечественного ВМФ, особенно подводного, противокарабельными ракетами. Ракетизация советского флота обошлась в 25 раз дешевле строительства авианосцев, аналогичных американским.
Вторая программа позволила достигнуть к 1974 г. паритета с  по межконтинентальным баллистическим ракетам с помощью челомеевских комплексов УР-100 и УР-100Н.
Благодаря третьей программе Советский Союз преодолел свое отставание от США в информационной области с помощью космических средств на основе военно-орбитальных станций типа «Алмаз», которые также были разработаны в КБ Челомея.

Как все начиналось

Как конструктор, начинал деятельность с проектирования и постройки «пульсирующего воздушно-реактивного двигателя» (ПуВРД). Его созданию предшествовала большая теоретическая работа. С 1936 по 1940 г. Челомеем было опубликовано 24 научных труда, 20 из которых были посвящены ПуВРД. И уже в 1939 г. получил авторское свидетельство на конструкцию этого двигателя.
Немецкие инженеры создали аналогичный двигатель в 1942 г. и стали устанавливать их на свои беспилотные крылатые самолеты-снаряды ФАУ-1, с помощью которых они бомбили Лондон.
Подобные крылатые аппараты Челомея под индексом 10Х поступили на вооружение советской армии в начале 1945 г. Быстрому вводу в строй челомеевских «иксов» послужило прямое заимствование немецких технологий в своих разработках.
Такой вариант и заимствование чужих секретов в то время не было чем-то из рук вон выходящим. Общеизвестно, что все первые советские реактивные самолеты летали на немецких и английских реактивных двигателях.
Но став, став главным конструктором, Челомей сумел впоследствии разработать более мощные самолеты-снаряды или, как потом их стали насыпать, крылатые ракеты 14Х и 16Х.