Войти в почту

Вечная «Мотолыга»: как модернизируют легендарные российские тягачи

«Ремдизель» в ходе проведения капитального ремонта многоцелевых тягачей МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный) планирует осуществлять модернизацию этой «неубиваемой» машины, которую часто называют еще «Мотолыгой» за буквосочетания в аббревиатуре названия, звук работы низкооборотного дизеля, неприхотливость и простоту. О том, зачем в России модернизируют легендарные тягачи, читайте в материале сайта телеканала «Звезда». МТ-ЛБ — одна из наиболее массовых гусеничных машин военной автомобильной техники, которая за свою более чем полувековую историю завоевала большую популярность, как в нашей армии, так и за рубежом. Парк этих машин насчитывает тысячи единиц. И по сей день МТ-ЛБ незаменим в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера, где одним из важнейших показателей для всех военных машин является проходимость. А по этому качеству «Мотолыга» уступит разве что только двухзвенным транспортерам, которых на вооружении не так много. МТ-ЛБ используется в подразделениях, частях и соединениях артиллерии, войсковой ПВО, ракетных войск стратегического назначения, мотострелковых и танковых войск, а также в морской пехоте и береговых частях флота. Экскурс в историю Многоцелевой транспортер МТ-ЛБ создавался специализированным конструкторским бюро Харьковского тракторного завода (СКБ ХТЗ) под руководством главного конструктора Анатолия Белоусова. Техническое задание на разработку бронированного тягача было утверждено в конце 1950-х годов. Необходимость такой разработки была связана с появлением новых артиллерийских систем и изменившейся концепции их боевого использования. С принятием на вооружение Советской армии 100-мм гладкоствольной противотанковой пушки МТ-12 «Рапира» и 122-мм гаубицы Д-30 для их буксировки на огневые позиции и при смене огневых позиций в бою обычные автомобили стали малоэффективными. Стал необходим бронированный тягач с низким силуэтом и высокими характеристиками подвижности, способный не только буксировать артиллерийскую систему, но и перевозить под прикрытием брони ее расчет и боекомплект. Следует отметить, что работы в СКБ ХТЗ начались не с чистого листа. В 1961–1962 гг. СКБ Алтайского тракторного завода уже вело ОКР по созданию многоцелевого гусеничного бронированного транспортера. Был разработан эскизный технический проект и практически готов опытный образец для заводских испытаний. Однако в связи с предстоящим конкурсным проектом по созданию боевой машины пехоты (БМП), руководством завода и начальником конструкторского бюро было принято решение отказаться от этой работы в пользу проекта по БМП. Все наработки по транспортеру были переданы в СКБ ХТЗ. С учетом полученного от заказчика технического задания необходимо было разработать не просто тягач, а совершенно новую многоцелевую машину. Поэтому основной упор сделали на возможность создания широкой гаммы моделей с унифицированными двигателем, ходовой частью, трансмиссией, электрооборудованием, средствами связи и жизнеобеспечения. Конструкция В конструкцию машины были заложены очень высокие на то время технические характеристики: 240-сильный дизель, максимальная скорость – до 60 км/ч, грузоподъемность – 2,5 т, масса буксируемого прицепа – 6,5 т. Наиболее значительными конструктивными нововведениями стали бронированный герметичный корпус, который обеспечивал машине плавучесть, синхронизированная двухпоточная трансмиссия, торсионная подвеска с гидроамортизаторами. 8-цилиндровый 4-тактный дизель ЯМЗ-238В позволил достичь очень высокий для 60-х годов показатель удельной мощности – 25,8 л.с./т, что и обеспечило машине высокие показатели подвижности в сочетании с другими агрегатами. Водоизмещающий корпус обеспечивает возможность держаться МТ-ЛБ на плаву при номинальной грузоподъемности до 2 т. Движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц. Оригинальная трансмиссия обеспечила МТ-ЛБ разворот вокруг своей оси с радиусом, равным половине ширины машины, что особенно важно при движении на узких горных дорогах или лесистой местности. При таких показателях транспортер оказывался зачастую единственным средством передвижения в труднодоступных районах Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера. В этих районах МТ-ЛБ часто использовался как бронетранспортер, и им там оснащались мотострелковые подразделения многих соединений. Машина оказалась настолько удачной, что превратилась не просто в бронированный тягач, а в универсальное шасси, на основе которого появилось целое семейство боевых и вспомогательных бронированных машин включающее более 80 (!) образцов и модификаций. В связи с тем что после распада СССР все заводы, производящие транспортеры семейства МТ-ЛБ, остались за пределами России (Украина, Болгария, Польша), закупки новых машин этого типа с 1990т г. не производились. В войсках остались тысячи машин со сроком эксплуатации 10 лет и более. Еще немного — и они могли стать просто грудой металла. Учитывая сложившиеся экономические обстоятельства и отсутствие в России базовых заводов по выпуску МТ-ЛБ, стал актуальным вопрос о проведении в промышленных масштабах капитального ремонта и повышения в ходе его выполнения военно-технического уровня машин за счет модернизации, с тем чтобы довести их тактико-технические характеристики до уровня современных требований. Второе дыхание МТ-ЛБ В 1995г. капитальный ремонт тягачей МТ-ЛБ был освоен на ОАО «Муромтепловоз», что и явилось предпосылкой для реализации опытно-конструкторских работ, направленных на совершенствование боевых характеристик этих машин. В ходе этих работ и родились программы модернизации машин семейства МТ-ЛБ, которые были успешно реализованы. Справедливости ради, надо отметить, что свои подходы к повышению характеристик МТ-ЛБ предлагали инженеры Украины, Польши и Болгарии. В 1999г. на ОАО «Муромтепловоз» приступили к типовым испытаниям двух опытных образцов модернизированных МТ-ЛБ, получивших наименование МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ, а уже начиная с 2000г. предприятием стала осуществляться модернизация машин семейства МТ-ЛБ при проведении их капитального ремонта. Главной целью при проведении работ стало повышение огневой мощи машин. Для этого машины оснастили башенной пулеметной (14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТМ) или пулеметно-пушечной установкой (30-мм АП 2А72 и 7,62-мм ПКТМ), в зависимости от варианта модернизации. Кроме того, в ходе модернизации на 80 % восстанавливается ресурс МТ-ЛБ. Позже конструкторами «Муромтепловоза» и военными инженерами был разработан еще целый ряд вариантов модернизации МТ-ЛБ, в том числе с форсированным до 310 л.с. дизелем ЯМЗ-238БЛ-1 и гидрообъемной передачей (ГОП), комплексами вооружения со стабилизированной в двух плоскостях 30-мм автоматической пушкой 2А42 или 12,7-мм пулеметом 6П50 «КОРД» в башне с механическими приводами, новыми средствами связи. Некоторые из них были приняты на вооружение и поставлены в войска. Вариант «Ремдизеля» В настоящее время к капитальному ремонту МТ-ЛБ подключилась компания «Ремдизель». В ходе проведения ремонта на уже модернизированные на «Муромтепловозе» МТ-ЛБМ, помимо обычной в таких случаях замены узлов и агрегатов, устанавливают новые УКВ радиостанции типа Р-168-25У-2, прибор ночного видения водителя ТВН-5 и опорно-поворотное устройство бронированной башни с пулеметом «КОРД». Вариант машины, о котором рассказала «Российская газета», является опытным образцом и выполнен в одном экземпляре. На нее установлен новый дизель мощностью 360 л.с. с гидрообъемным механизмом поворота. Это позволило убрать в отделении управления МТ-ЛБ «тракторные» рычаги и установить для управления машиной устройство, напоминающее джойстик. Максимальная скорость движения машины увеличилась до 65 километров в час, а масса буксируемого прицепа увеличилась на полтонны. По мнению специалистов «Ремдизеля», данная модернизация обеспечит продление жизненного цикла МТ-ЛБ еще на 20-30 лет.

Вечная «Мотолыга»: как модернизируют легендарные российские тягачи
© ТК «Звезда»