Войти в почту

Течь и неполадки "Королевы Елизаветы": £3 млрд сложностей британской авианосной программы

Новейший британский авианосец «Королева Елизавета» по целому ряду причин технологического характера нельзя сравнивать с российским или китайским аналогами – считает старший научный сотрудник Центра комплексных и международных исследований ВШЭ, военный эксперт Василий Кашин.

Течь и неполадки "Королевы Елизаветы"
© wikipedia.org / HMS Gannet / MOD

В Великобритании испытывается новейший авианосец

Таким образом, Василий Борисович прокомментировал последний инцидент с этим судном, являющимся гордостью Royal Navy, т.е. королевского военно-морского флота Великобритании.

Напомним, что информационное агентство BBC сообщило, что после двух недель плавания авианосец, который должен стать флагманом британского ВМФ, начал набирать 200 литров забортной воды в час.

Естественно, учитывая размеры авианосца – водоизмещение «Королевы Елизаветы» составляет 70600 тонн, это событие не повлияло на его состояние или ходовые качества, но в ходе тщательной проверки в корпусе судна были найдены дефекты, которые стали следствием недоработок при его строительстве.

Также ходовые испытания выявили проблему с одним из винтов этого корабля, в результате чего, было принято решение отправить авианосец на ремонт для исправления данных недостатков.

При этом, сами проблемы были признаны легко решаемыми и не отразятся на практической эксплуатации этого военного судна, хотя данная ситуация и вызвала традиционный ажиотаж в британской прессе.

На британском авианосце нет атомной силовой установки

Дело в том, что этот корабль стоит 3,1 млрд фунтов и является частью масштабной британской программы по модернизации ВМФ Великобритании. На этом военном корабле будут базироваться истребители пятого поколения F-35С, экипажи которых уже проходят программу обучения в Соединенных Штатах.

Старший научный сотрудник Центра комплексных и международных исследований ВШЭ, военный эксперт Василий Кашин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что этот британский авианосец роднит с российским и китайским аналогом то обстоятельство, что он не имеет атомной силовой установки.

В качестве двигателей на «Королеве Елизавете» выступают две газовые турбины Rolls Royse MT30, но, при этом, силовая установка британского судна является намного более современной, чем на том же «Адмирале Кузнецове», что неудивительно, поскольку последний – это советский проект восьмидесятых годов.

«Британский авианосец в отличие от «Адмирала Кузнецова» и двух китайских авианосцев – того, который уже есть, и того, что сейчас строится, имеет интегрированную электро-силовую установку. Т.е. у нас и у первых двух «китайцев» обычная турбинная установка, которая работает на пару – это старый тип силовых агрегатов для таких кораблей, а у англичан все гораздо серьезней», - констатирует Кашин.

На «Королеве Елизавете» установлена новейшая силовая установка

Кстати говоря, китайский авианосец «Ляонин» является однокашником «Адмирала Кузнецова» по советскому проекту 1143.6 «Кречет», который Пекин в 1998 году на уровне готовности в 67 процентов купил у украинской стороны. Естественно, китайцы внесли в проект определенные изменения – например, убрали пусковые установки для ракет «Гранит», но концептуально корабль не изменился.

«В британском авианосце двигатели, т.е. газовые турбины не соединены непосредственно с движителем, из-за чего они работают путем передачи энергии на электрогенератор. Таким образом, вырабатывается энергия, которая затем с помощью интеллектуальных систем распределяется между основными потребителями на корабле. Это электромоторы, которые приводят судно в движение, а также всевозможное радиоэлектронное оборудование, и когда это необходимо – электромагнитные катапульты», - заключает Кашин.

Последние нужны для запуска палубных истребителей – основного и на сегодня де-факто единственного вооружения этого судна, для транспортировки которого в разные точки мира, данный корабль и был создан.

«В действительности, это новое слово в корабельных энергетических установках, причем такие же системы стоят и на новых британских эсминцах типа «Дэринг», а также на американских эсминцах типа «Зумвальт». Сегодня считается, что за таким приемом – будущее, поскольку кроме обеспечения электроэнергией различных систем корабля, они смогут питать и новейшие системы вооружения. Это оружие направленной энергии – например, лазерные установки, системы rail gun и прочее», - резюмирует Кашин.

Подобный энергетический принцип имеет широкие перспективы

Отметим, что rail gun или «рельсотрон» является активным направлением военных разработок на Западе – в тех же США уже в 2005 году была запущена государственная военная программа по таким системам. И уже в двадцатых годах этого века такое оружие должно стать вооружением эсминцев типа «Зумвальт».

«Соответственно, подобный энергетический принцип является крайне перспективным, причем такая силовая установка у китайцев будет стоять на третьем их строящемся авианосце», - констатирует Кашин.

Этот корабль, как замечает эксперт, сейчас строится в Шанхае и находится на более ранней стадии, чем второй авианосец ВМС Китая. Его тоже планируется оснастить электромагнитными катапультами и другими новейшими технологическими средствами по аналогии с программами США и Великобритании.

«Кроме того, китайцы планируют реализовать такой технологический принцип на своих новейших эсминцах – это в первую очередь Type 55. При этом, не нужно забывать, что на эсминцах типа «Зумвальт» и «Дэринг» они в последние годы неоднократно выходили из строя», - заключает Кашин.

Таким образом, использование подобных установок имеет под собой немалый риск, но и очень хорошие перспективы, учитывая преимущества данной энергетической установки перед своими аналогами.

«По таким системами есть много вопросов, но, между тем, если все это довести до ума, то за ними будущее, из-за чего все это перспективно», - резюмирует Кашин.