Ещё

«Баргузин не противоречит договору СНВ-3»: в прекращении разработки нового «ядерного поезда» сомневается военный эксперт 

Фото: wikipedia.org / Vitaly V. Kuzmin

До официального подтверждения из Минобороны о приостановке работ по созданию нового российского боевого железнодорожного ракетного (БЖРК) комплекса «Баргузин» говорить преждевременно, уверен военный эксперт Алексей Леонков.

Будущее проекта "Баргузин"

Создание нового «ядерного поезда» в России было приостановлено, но при этом опытно-конструкторские работы завершены, и ракетный комплекс способен оперативно «встать на рельсы» в случае необходимости. Об этом «Российской газете» стало известно со слов своего источника в оборонно-промышленном комплексе.

«Сразу стоит отметить, что домыслы о приостановке работ по проекту «Баргузин» строятся на основе предположений анонимного источника, официального подтверждения этой информации нигде не звучало. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по этому проекту начались еще в 2012 году. В 2016 году успешно прошли бросковые испытания, и подобные работы не приостанавливаются после этого этапа. Обычно дело доходит до государственных испытаний. Но таковых не было, поэтому говорить о приостановленных работах, на мой взгляд, преждевременно», — объясняет ФБА «Экономике сегодня» эксперт.

Советским аналогом «Баргузина» был БЖРК с ракетой «Молодец», но его сняли с вооружения в 2005 году по условиям договора СНВ-2. Как вспоминает Леонков, предыдущий БЖРК имел всего 12 составов, каждый из которых нес три ракеты. В 2009 году командование РВСН заговорило о необходимости вернуть в состав вооруженных сил БЖРК, в Минобороны поддержали этот проект, в его поддержку выступил замминистра обороны РФ Юрий Борисов. Как отмечает наш собеседник, все это говорит о востребованности комплекса у военных.

В разработке ракет «Молодец» ранее участвовали украинские инженеры из КБ «Южное». Но над проектом «Баргузин» работали уже российские специалисты. «Все работы по созданию баллистических ракет на Украине были свернуты в 1996 году, поэтому при создании нового комплекса они не могли привлекаться. Ставка была сделана на Московский институт теплотехники, являющийся на сегодня основным разработчиком твердотопливных ракет. Последняя модификация «Булавы», модернизация «Тополей» и «Ярсов» говорит о высоком технологическом уровне российских конструкторов, поэтому никакие украинские специалисты в этом деле нам сегодня не нужны», — уверен Леонков.

Новый "ядерный поезд" России

Что касается характеристик и возможностей «Баргузина», то в комплексе предполагалось использовать ракеты «Ярс», которые легче предыдущих, что позволяет разместить на одном железнодорожном комплексе порядка 5 ракет.

«Соответственно количество носителей увеличивается — если раньше их было 36 носителей, то сейчас должно быть 60. Такая нагрузка позволяет размещать ракеты в стандартных железнодорожных вагонах, способных возить груз порядка 60-70 тонн. То есть под новый комплекс не нужно создавать специальные тепловозы и вагоны, что сводит к нулю возможные попытки обнаружить его.

Дальность действия ракет составляет порядка 12 тысяч километров, а разделяющая головная часть от 3 до 6 маневрирующих блоков, способных преодолевать любую систему ПРО. Подлетное время для ракеты также остается неопределенным для ПРО, что сводит на нет надежность любых систем противоракетной обороны. А так как наличие таких комплексов не противоречит договору СНВ-3, то мы можем продолжать его разрабатывать, так как БЖРК позволяет России в любой момент дать ассиметричный и эффективный ответ», — резюмирует военный эксперт.

Читайте также
Новости партнеров
Больше видео