Войти в почту

"Дозвуковой невидимка": ракетоносец ПАК ДА станет "универсалом" стратегической авиации РФ

Разрабатываемый концерном "Туполев" перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (ПАК ДА) призван заменить устаревающий ТУ-95МС, сохраняя при этом экономичность и повысив боевые качества. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор Владимир Попов.

Дозвуковой "невидимка" станет "универсалом" Дальней авиации
© wikipedia.org

"У России уже есть модернизируемые сейчас сверхзвуковые Ту-160М2, прозванные "Белыми лебедями" – это очень удачные и имеющие большой потенциал для доработки машины. Единственный их недостаток – очень дорогая эксплуатация. На вооружении армии РФ состоят другие удачные ракетоносцы - Ту-95МС, это турбовинтовые машины, потому очень экономичны и при этом могут нести на борту существенный запас ракет.

В недавнем прошлом Ту-95МС с крылатыми стелс-ракетами доказали, что все еще являются весьма эффективным оружием, способным "безнаказанно" атаковать цели за пределами радиусов действия любых систем ПВО. Однако эти машины начали производить в 1950-х годах и трижды модернизировали – самолеты уже устаревают. Армии нужен принципиально новый и более эффективный дозвуковой ракетоносец, способный заменить знаменитые ТУ-95. В этом состоит основная цель разрабатываемого ПАК ДА", - отмечает эксперт.

СМИ сообщили, что разрабатываемый в России стратегический ракетоносец будет выполнять задачи всех самолетов Дальней авиации, но обойдется значительно дешевле тех же "Белых лебедей". По последним данным, тактико-техническое задание на ПАК ДА утверждено Министерством обороны, вскоре начнется выпуск рабочей конструкторской документации с последующим изготовлением опытных образцов. Впервые о проекте ПАК ДА заговорили в 2009 году, с тех пор все его подробности строго засекречены.

"Чтобы с нуля создать новый перспективный ракетоносец, должно пройти не менее 20 лет. После этого опытные образцы пройдут испытания и налетают определенное количество часов, чтобы показать себя в реальной эксплуатации. В идеале самолет должен пройти через локальный конфликт, доказав боевые возможности.

Как в случае с ТУ-160 и другими ракетоносцами, задел новый самолет закладывает на следующие полвека. Машина вберет в себя лучшие современные технологии и конструкторские решения, впоследствии ее останется лишь модернизировать – это гораздо дешевле разработки новых машин. А с каждой модернизацией модель становится мощнее, неуязвимее и опаснее", - подчеркивает генерал-майор.

Вне зоны досягаемости

Работы над концепцией изделия начались в 2009 году, первый полёт предполагается осуществить в 2025-м, принятие на вооружение — к 2028. Предполагается, что самолет будет построен по схеме "летающее крыло" – бесхвостовая машина, в которой роль фюзеляжа выполняют модифицированные крылья. Особенности конструкции не позволят самолёту преодолеть скорость звука, однако специфическая форма обеспечит пониженную заметность для радаров.

В июне 2014 года стало известно, что двигатель для новой машины должен быть создан самарской двигателестроительной фирмой "Кузнецов". Это должна быть установка с максимальной тягой – предположительно, речь идет о проекте двигателя НК-65. ПАК ДА сможет нести все существующие и перспективные крылатые ракеты стратегического класса, противокорабельные ракеты, высокоточные бомбы, оборонительное авиационное вооружение.

"Помимо экономичности, у дозвукового самолета немало преимуществ перед сверхзвуковым. Например, его дешевле подготовить к полету, этот процесс занимает меньше времени. При этом самолет наносит удар по цели раньше, чем ему могут угрожать современные средства ПВО, то есть эффективность с потерей сверхзвуковых скоростей не снижается.

Стоит при этом уточнить, что дозвуковая скорость – до 980 километров в час, что уже немало. При этом сегодня сверхзвуковой ракетоносец из двухчасового планового полета проводит на сверхзвуковых скоростях порядка 20 минут – больше просто не целесообразно. А помимо ракет, стратегические машины несут еще и бортовое вооружение, так что вполне способны себя защитить. Видимо, по совокупности этих причин отказ от сверхзвука в пользу других преимуществ признан целесообразным", - заключает Владимир Попов.