Войти в почту

Полет "Белого лебедя": ПВО США бессильна перед новым российским Ту-160М2

Испытания прототипа стратегического ракетоносца Ту-160М2 на Казанском авиазаводе в феврале 2018 года в конечном итоге сделают знаменитых "Белых лебедей" неуязвимыми для систем Patriot, на которых основана концепция безопасности США. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор авиации Владимир Попов.

"Белые лебеди" станут неуязвимыми для американских Patriot
© avia.pro

"Глубокая модернизация ТУ-160 приведет к тому, что машина получит новые современные системы управления, инерциальную навигационную систему, современный комплекс радиоэлектронной безопасности (РЭБ), но главное – модернизированные сверхзвуковые двигатели. Они сделают ракетоносец более экономичным и позволят на сверхзвуковой скорости преодолевать расстояния существенно большие, чем сегодня.

В современном мире появилось большая номенклатура высокоточных снарядов – это и управляемые ракеты, и координируемые бомбы. Современные системы управления вооружением дадут Ту-160М2 возможность их "доставлять". До модернизации возможность ТУ-160 все же были существенно ограничены. Но главное – перехватить самолет на сверхзвуковой скорости могут, кроме российских ПВО, лишь системы противовоздушной обороны США "Пэтриот". Новые возможности нашего ракетоносца сводят их эффективность к минимуму", - отмечает специалист.

Стало известно, что прототип стратегического ракетоносца Ту-160М2 могут испытать уже в начале 2018 года, а серийный выпуск модернизированных машин может начаться в 2023-м. Минобороны РФ намерено модернизироваться все 16 имеющихся в распоряжении машин, а в итоге доведет их число в российской армии до полусотни. Модернизация каждого ракетоносца займет порядка двух лет, но проходить ее будут несколько машин одновременно.

"Маршрут стратегического ракетоносца прокладывается так, чтобы избежать возможных средств ПВО противника. Подлет к цели осуществляется на сверхбольших высотах и на сверхскорости, что существенно осложняет работу систем перехвата потенциального противника. Вкупе с современным комплексом РЭБ, который получит Ту-160М2, все это создает условия для практически полной неуязвимости самолета от современных систем ПВО Запада.

ТУ-160 выполняли боевые задачи в Сирии и показали свою успешность, их модернизация повысит боевые возможности ракетоносцев. Эти машины – часть стратегического арсенала страны по ядерному сдерживанию. Повышенный ресурс новых двигателей дает возможность доставить средство поражения в любую точку тех же США и вернуться", - подчеркивает генерал авиации.

ТУ-160М2 останется лучшим

Дальний стратегический бомбардировщик Ту-160 создавался еще в 1970-х. Это самый крупный, мощный и тяжелый в истории военной авиации боевой самолёт, в том числе среди машин с изменяемой геометрией крыла. Из-за примечательной формы российские летчики прозвали его "Белым лебедем", зарубежные – "Русским лебедем", по кодификации НАТО он проходит как Blackjack ("Блэкджек"). Ту-160 - самый скоростной бомбардировщик из находящихся на вооружении России.

В апреле 2006 года главнокомандующий дальней авиацией ВВС России генерал-лейтенант Хворов сообщил: в ходе учений группа модернизированных самолётов Ту-160 проникла в воздушное пространство США и осталась незамеченной. Пентагон эту информацию не подтвердил и не опроверг. В июне 2010-го года два Ту-160 установили рекорд полёта на дальность 18 тысяч километров. Для сравнения – расстояние от Москвы до Вашингтона по прямому маршруту менее 8 тысяч км.

© wikimedia.org / Dmitry Pichugin / ТУ-160 оказались самыми удачными машинами своего класса в мире

"У США есть аналогичные машины – это их бомбардировщики "Б-1" и "Б-2". Но в сравнении с ними "Белый лебедь" по многим характеристикам оказался удачнее. Не говоря о том, что конструкторы изначально заложили в него огромный потенциал для модернизации. Казалось бы, с 1970-х прошло почти полвека, и логичнее придумать современный ракетоносец нового поколения. Но все не так просто.

Модернизация всегда в разы дешевле создания новой серийной машины, которая в итоге может оказаться неудачной. Американцы созданный более 50 лет назад бомбардировщик "Б-52" каждые 15-20 лет дотягивают до современного уровня и летают на нем до сих пор.

Конструкторская мысль советских специалистов с ТУ-160 шагнула на многие десятилетия вперед. Сейчас машина даже после модернизации до серии М2 имеет потенциал улучшения еще на 40-50 лет вперед – настолько изначально она была удачной. Смысла изобретать новый самолет, когда имеющийся превосходно выполняет поставленные тактиками и стратегами боевые задачи, просто нет. Потому модернизированный "Белый лебедь" останется лучшей машиной своего класса в мире надолго", - заключает Владимир Попов.