Войти в почту

Пролоббированная ярость. Как украинские политики платят западным компаниям за право быть услышанными

В принципе, это не ново, когда украинские политики пытаются навязывать себя и свои услуги, тратя средства на лоббизм определенным организациям и фирмам. Выступление на конференции НАТОпо цене 20 Джавелинов В ходе мероприятия, прошедшего в Лондоне, Киев, по сути, не добился никаких результатов. Министр Пристайко констатировал — Украине прозрачно намекают, что ни о какой защите ее никто не просил. «Мы, нравится вам это или нет, защищаем ваш восточный фланг. А иногда мы слышим: «Кто вас об этом просит? Мы никогда не просили вас о том, чтобы защищать наш фланг, мы достаточно способны защищаться». У нас 14 тысяч людей погибло… И мы вскользь обсуждаем, какой может быть самая большая угроза в этом регионе», — заявил он. Он добавил, что и Грузия, и Украина должны были стать частью Плана действий по членству (ПДЧ) в НАТО еще 10 лет назад. Однако до сих пор Киев и Тбилиси по-прежнему не приглашают ни в ПДЧ, ни в члены НАТО. Глава украинского МИДа выразил надежду привлечь страны НАТО к урегулированию конфликта на Донбассе, с тем, чтобы русские «покинули территорию страны». Впрочем, как и ранее НАТО ничего конкретного Украине не обещало, поскольку большинство европейских стран, входящих в Альянс, не хотят обострять отношения с Россией из-за Киева. Да и сама тема якобы участия России в гражданской войне в Донбассе уже, что называется, "навязла в зубах" — это многократно повторенное и не менее многократно опровергнутое, в том числе и наблюдательными миссиями международных организаций, пропагандистское клише Киева. Раньше, правда, под это клише Киеву давали деньги, теперь приходится платить самим. Дело в том, что Украину на конференцию НАТО никто не приглашал. И чтобы выступить с яростными антироссийскими обвинениями, как выяснилось, украинской власти пришлось раскошелиться на 850 тыс евро. Таковы были расценки, по которым разрешили меркантильные НАТОвцы участвовать в своей конференции вечно жалующейся на нехватку денег Украине. Если учесть, что один Джавелин (орудие США, используемое, как правило, для уничтожения танков) стоит примерно 40 тыс евро, получается, что выступление министра иностранных дел Украины на конференции в НАТО обошлось стране в 20 Джавелинов. Не так уж и плохо, если полностью отказаться от милитаристских действий, переведя их в устные заявления… Плата за политический пиар Вообще, платить западникам за пиар, дело на Украине уже давно и хорошо поставленное. Бывший президент Петр Порошенко пользовался услугами BGR Group — второй по влиянию в США лоббистской фирмы. Данная компания предоставляет лоббистские услуги для посольств и правительств разных стран, среди которых много клиентов из стран бывшего СССР. Она в разное время сотрудничала с посольством Казахстана в Лондоне, с Индией, Курдистаном, Катаром, а также с грузинским олигархом Бидзиной Иванишвили. Ее основатель Эд Роджерс работал в Белом доме заместителем помощника президента Джорджа Буша-старшего и ассистентом руководителя штаба. В 2011-12 гг. на одной из руководящих должностей в фирме пребывал Курт Волкер, занявший должность спецпредставителя Госдепа США по Украине с 7 июля 2017-го по 27 сентября нынешнего года. Стоит подчеркнуть, что момент своего назначения на кураторство украинского направления (7 тюля 2017 г.) Волкер числился старшим советником BRG Group. На своем посту Волкер продвигал в США интересы Порошенко и способствовал саботажу мирного урегулирования в Донбассе. Как Порошенко пытался "замести следы" В ходе выборов президента США 2016 года Киев активно поддерживал проигравшего кандидата — Хиллари Клинтон. Задекларированные президентом США Трампом, выигравшим выборы у Клинтон, намерения восстановить российско-американские отношения вызвали серьезную обеспокоенность среди украинских политиков относительно степени поддержки, на которую может рассчитывать Киев со стороны Вашингтона. После победы Трампа на выборах в 2016 году, как сообщало издание The Hill, Порошенко обратился к BGR Group для продвижения своих интересов в новой администрации Дональда Трампа. Компания, услуги которой оцениваются не менее чем в 5 млн долларов, должна была способствовать «усилению связей между США и Украиной, привлечению американских частных предпринимателей к инвестициям на Украину», а также заниматься разработкой и имплементацией стратегии в сферах развития бизнеса и правительственных связей. В 2017 г. Порошенко потратил на услуги фирмы Роджерса 600 тысяч долларов. Как следовало из информации, размещенной на сайте отдела регистрации иностранных агентов (FARA) министерства юстиции США, заказчиком была Администрация Президента, а ответственным лицом являлся тогдашний заместитель главы ведомства Дмитрий Шимкив. После поднявшегося в СМИ скандала информация там была изменена: заказчиком выступила организация Национальный совет реформ, а Шимкив уверял, что «инициатива проходит при поддержке доноров, без использования государственных средств». Впрочем, совершенно очевидно, что речь шла о банальном пиаре Порошенко и его «достижений» на почве «реформирования Украины» за счет украинских налогоплательщиков. Уже после своего поражения на президентских выборах в апреле 2019 г., против Порошенко Государственным бюро расследований (ГБР) было возбуждено 11 уголовных дел. Для решения данной проблемы, политик вновь обратился к BGR group, чтобы обеспечить поддержку Вашингтона на случай ареста. Правда, на этот раз уже за счет его личных средств. Но и тут и понятно — речь идет о спасении многомилдлиардного (в долларовом исчислении) имущества. «У него (т.е. Порошенко) хорошо понимают, что все, происходящее в ГБР, достаточно серьезно, и намерены защищаться от атак. Можно, например, ждать публичной поддержки в Вашингтоне в случае попыток ареста», — писало издание «Вести-Украина» в августе этого года. Тимошенко и молитвенный завтрак с Трампом Услугами американских лоббистов пользовались и ряд других политиков. Например, лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко в 2017 г. обратилась к бывшему помощнику Дональда Трампа Бари Беннетту Компания Беннетта Avenue Strategies Global LLC оказывала услуги касательно правительственных отношений, пиара и стратегического консультирования, включая контакты с членами администрации Трампа и Конгресса. Из контракта, предоставленного в Департамент юстиции США, было известно, что услуги Беннета обходятся в 720 тыс долларов в год (65 тысяч долларов ежемесячно). К слову, заказчиком услуг для Тимошенко стала не она сама, а компания Two Paths LLC, зарегистрированная в США. Это сделано для того, чтобы «замести следы», ведь официально политик такими средствами не располагает и в случае фигурирования ее фамилии в контракте, к ней могли возникнуть вопросы у компетентных правоохранительных органов Украины. Аграрная партия Украины и ее лидер Роман Бессмертный в том же году заключили контракт с компанией «Medowood Management LLC». По договору лоббистская компания должна была организовать для партии встречи с госчиновниками и аналитическими центрами США, «чтобы привлечь внимание к посылам партии о земельной реформе в Украине и построить бренд партии». Стоимость услуг составила $25 тысяч в месяц. Еще одной разновидностью лоббизма являются попытки украинских политиков попасть в Вашингтон через «молитвенные завтраки» — ежегодное мероприятие, на котором собираются президент и члены Конгресса США. Официально оно проводится для обсуждения «благотворительной деятельности» и «богоугодных дел». Устроителем Национального молитвенного завтрака является влиятельная христианская организация «Братство», которая состоит из баптистов. Лоббистом экс-премьера Юлии Тимошенко и ее политсилы в рядах братства является бывший конгрессмен Джим Слеттери. Политик присутствовала на завтраках в 2017 и 2018 гг. Сам завтрак по сути является своеобразной элитной политической «тусовкой», а едут туда с целью наладить неформальное общение с представителями американского истеблишметнта, возможно, попытаться пролоббировать те или иные вопросы. Мероприятие является закрытым, в том числе от СМИ. Кстати, участие стоит немалых средств: неофициальная сумма взносов составляет от 10 тысяч до полумиллиона долларов. Украинские политики, побывавшие там, рассказывали в СМИ, что платили по 20-25 тыс. долларов. В предыдущем созыве Верховной Рады существовала так называемая «молитвенная группа» — неформальное объединение нардепов из 30-35 человек, поддерживающее активные контакты с американцами во главе с экс-нардепом от «Народного фронта» Павлом Унгуряном. Многие из них являются частыми гостями «молитвенных завтраков». Фотографии с президентом США, лидерами Республиканской либо Демократической партий пытаются использовать потом в качестве козыря во внутриполитической борьбе, хотя непосредственно электоральных преимуществ внутри страны это не приносит. Так, в 2017 году Тимошенко действительно удалось встретиться с президентом США Дональдом Трампом. Правда, обстоятельства этой встречи были довольно специфические. По информации вашингтонской электронной газеты Politico, Тимошенко подкарауливала Трампа «в коридоре у туалета в надежде поймать его на минуту ради того, чтобы пожать руку». Зачастую в украинских СМИ подобные сиюминутные встречи преподносятся в качестве значительного достижения, знака уважения того или иного политика со стороны западного истеблишмента. Однако в подавляющем большинстве случаев это не соответствует действительности. На деле украинские политики пытаются навязаться сами, оплачивая дорогостоящие услуги лоббистов за средства, изъятых либо украденных ими у украинских граждан.

Пролоббированная ярость. Как украинские политики платят западным компаниям за право быть услышанными
© Украина.ру