Войти в почту

Нина Хрущёва: Трамп — лишь президент из реалити-шоу с любовью к «диктаторским штучкам»

Несмотря на свои подчас чересчур громкие заявления и амбициозные планы, Дональд Трамп — «ненастоящий диктатор», в отличие от своих «кумиров» Владимира Путина и Си Цзиньпина, пишет внучка Никиты Хрущёва Нина Хрущёва в статье для NBC. Однако в противовес странам, где нет демократии, в США президент может сколько угодно сотрясать воздух — дальше этого его идеи вряд ли пойдут.

Благодаря недавнему скетчу Saturday Night Live, в котором актёр Алек Болдуин изобразил Дональда Трампа, телезрители смогли представить президента, лежащего на кровати в спальне Линкольна в Белом доме, поедающего гамбургеры и смотрящего любимые новостные передачи, пишет профессор международных отношений университета New School в Нью-Йорке и внучка советского лидера Никиты Хрущёва Нина Хрущёва в своей статье для NBC News.

И хотя этот ролик носит исключительно сатирический характер, возможно, он не так далёк от истины. «На самом деле не так уж и сложно представить, как настоящий Трамп лежит на кровати среди вырезок из The New York Times и The Washington Post, смотрит телевизор и бормочет себе под нос что-то про фейковые новости». В конце концов, о нелюбви президента к мейнстримным СМИ, или, как он их называет, «врагам народа», хорошо известно.

По старой традиции, как и все важные лидеры, будь то вымышленные императоры из «Звёздных войн», Иосиф Сталин в СССР или Мао Цзэдун в Китае, Трамп считает себя «центром вселенной и приравнивает любовь к стране к любви к собственной персоне», подчёркивает Хрущёва. Президент США в очередной раз продемонстрировал это в своём обращении к нации в феврале, назвав прохладную реакцию демократов на его выступление «предательской».

Однако, хотя порой Трамп любит делать громкие заявления, его президентство скорее напоминает то, как Карл Маркс описывал историю: «сначала она повторяет себя как трагедия, а потом как фарс». По мнению автора статьи, Трамп — не настоящий диктатор, а «президент из реалити-шоу», которому лишь нравятся всякие диктаторские «штучки» вроде парадов или дворцов, но который не особо беспокоится о том, чтобы на деле реализовать свои амбициозные планы.

Это хорошо, потому что, очевидно, в свои «образцы для подражания» Трамп записал российского президента Владимира Путина и китайского лидера Си Цзиньпина, «современных преемников Сталина и Мао Цзэдуна», утверждает аналитик. Американский лидер, по меньшей мере, 80 раз отзывался о своём российском коллеге в позитивном ключе, а также заявлял о близкой «дружбе» с председателем КНР.

И тем не менее, настаивает Хрущёва, между Трампом и такими людьми, как Путин, существует большая разница. Например, американский лидер, конечно, очень хотел бы ввести цензуру в СМИ, но этого так и не произошло. «В демократии желание лидера осуществить наказание далеко от его реального осуществления». На то существует система сдержек и противовесов.

Другими словами, следить нужно не за президентом, а за людьми, которые стоят за ним, — республиканцами, которые слишком часто спускают на тормозах «клоунские автократические наклонности Трампа». Они принимают его грубость и непредсказуемость, пока реализовываются главные цели Республиканской партии, вроде отмены доступного здравоохранения и программ по защите окружающей среды, а также пересмотра налоговой системы и вывода США из международных соглашений, рассуждает автор.

Конечно, в какие-нибудь особо тяжёлые дни Трамп, должно быть, мечтает о том, как хорошо было бы управлять страной, где любая прихоть «самовлюблённого диктатора тотчас становится государственной стратегией». Поэтому стоит посмотреть, что бывает, когда диктатор действует в стране без демократии.

Так, главный редактор газеты «Правда» Николай Бухарин стал одной из множества жертв репрессий, осмелившись критиковать сталинскую власть за не слишком прозрачные действия. В менее суровые времена в середине 60-х материалы матери Нины Хрущёвой изымались из печати просто потому, что у неё была не та фамилия — фамилия первого в СССР человека, Никиты Хрущёва, осудившего сталинизм. По сравнению с Советским Союзом, в путинской России всё не так страшно. Сегодня власти предпочитают выражать своё недовольство журналистами с помощью арестов и увольнений, рассказывает автор. В той же Турции, например, всё более строго. При президенте Реджепе Тайипе Эрдогане в тюрьму были отправлены десятки работников прессы. Китай тоже нередко прибегает к подобным методам в отношении своих непокорных журналистов.

Последние желания Трампа относительно военного парада — шаг в неверном, «диктаторском» направлении, уверена аналитик. Президента впечатлили французские празднования Дня взятия Бастилии, но то, что демонстрирует Париж, не идёт в сравнение с тем, что хочет провести Трамп, — «триумфальный военный парад». Какая там «мягкая сила»? По главной улице столицы поедут танки, как это каждый год происходит в Китае, России и Северной Корее.

Этот «почти автократ», салютующий американским войскам с Trump Tower, может смотреться ничуть не хуже, чем целая череда советских лидеров, ежегодно принимающих парад в честь Дня Победы на Красной площади в Москве, комментирует Хрущёва.

Не факт, что у Трампа получится провернуть свою затею с парадом, но если и удастся, вряд ли наберётся много желающих, чтобы на это посмотреть.

«С такими людьми, как Трамп, довольно просто: они могут фанфаронствовать и бросаться словами сколько угодно, но в итоге они лишь пустышки», — приходит к выводу автор.