Войти в почту

Почему Киев готов терять миллиарды, но не снимать блокаду Крыма

Министр инфраструктуры Украины отрекся от собственных слов. Киев не собирается возобновлять пассажирские перевозки в Крым, как ранее заявил чиновник. Однако между республикой и полуостровом продолжают курсировать маршрутные такси, более миллиона украинцев ежегодно приезжают в Крым. При этом блокаду Крыма — торговую, экономическую и водную — никто снимать не собирается. Киев до сих пор воспринимает регион и его жителей как врагов.

Вражеский Крым: блокада до победного конца?
© © РИА Новости / Макс Ветров

Возмущение "патриотов"

В начале недели министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий сообщил, что на границе с Крымом обустраиваются контрольно-пропускные пункты "Чонгар" и "Каланчак". И даже назвал заказчика строительства — железнодорожный оператор "Укрзализныця". На прямой вопрос журналиста, планируется ли работа официальных перевозчиков на этом маршруте, чиновник ответил: "Однозначно".

Реакция не заставила себя ждать. Бывшая вице-спикер Верховной рады, а ныне просто депутат от "Европейской солидарности" Петра Порошенко Ирина Геращенко возмутилась: "Если власть решится пустить маршрутки или что-то другое в оккупированный Крым — это легитимизация оккупационного режима". Партия Порошенко планировала обратиться в кабинет министров с требованием разъяснить, что имеется в виду под заявлениями о возможности восстановления регулярных перевозок с Крымом. Следом гневаться начали "патриоты" рангом пониже.

И тут министр стал оправдываться. Криклий поспешил заверить, что Киев не собирается возобновлять пассажирское сообщение: "Речь не идет о восстановлении любых рейсов в оккупированный Крым. Речь идет о создании человеческих условий для пассажиров".

Хотя Криклий всегда был осторожен в высказываниях. На вопрос о возможности возобновления прямого авиасообщения с Россией он отвечал так: "Надо иметь какой-то суицидальный настрой, чтобы это предложить".

За исключением гуманитарной помощи

За пять лет, прошедших после воссоединения Крыма с Россией, Киев сделал все, чтобы оборвать любые связи с полуостровом. В 2014 году постмайданное правительство перекрыло Северо-Крымский канал, лишив регион днепровской воды.

Затем лидеры "Меджлиса крымско-татарского народа"* совместно с боевиками "Правого сектора"* организовали продовольственную блокаду — не пускали грузовики с украинскими товарами через границу. Дальше — больше, были подорваны опоры линий электропередач в Херсонской области. Украинские активисты не подпускали к ним ремонтные бригады — началась энергетическая блокада.

Официальный Киев смотрел на происходящее сквозь пальцы. Формально это была самодеятельность "патриотов". Хотя понятно, что без одобрения властей они бы так не наглели. Бюрократический аппарат включился позже — в ноябре 2015-го кабмин Украины запретил передвижение грузового автотранспорта через границу. В декабре последовал запрет на перевозку любых товаров, "за исключением личных вещей, социально значимых продуктов питания и гуманитарной помощи".

Недавно бывший министр экономики Украины Виктор Суслов подсчитал, что из-за блокады полуострова страна каждый год теряет более миллиарда долларов. "Триста миллионов — от экспорта электроэнергии и больше шестисот миллионов — от экспорта продуктов, которые поставляли фермеры Херсонской и Николаевской области — юга Украины. Весь этот рынок перешел Ставрополью и Кубани", — приводит свои расчеты Сусло.

"Куда деть помидоры?"

Бывший депутат Верховной рады от Херсонской области Алексей Журавко полагает, что связи Крыма с Украиной надо восстанавливать в полном объеме. "Поездки — это хорошо. И пустить воду по Северо-Крымскому каналу было бы жестом доброй воли. Но украинская власть — и та, что пришла после Майдана, и нынешняя — создают много проблем для своих же граждан", — отмечает Журавко в разговоре с РИА Новости. Он уверен: если снять торговую и экономическую блокаду, Херсонская, Николаевская и Запорожская области вновь смогут зарабатывать и это благотворно скажется на инвестиционном климате Украины. Правда, предпосылок для этого он не видит.

"Пока работает эта пропаганда внутри Украины, даже министры, как та пуганая ворона, куста боятся. А в Киеве много бывших атошников (участников боевых действий в Донбассе. — Прим. ред.), просто агрессивных и неадекватных людей. Даже обустройство пунктов пропуска, чтобы пассажиры не мучились на границе, вызывает столько злобы. И ведь Киев не расширяет трассы, ведущие в Крым, вообще никак не налаживает транспортную инфраструктуру", — подчеркивает Журавко.

Простых людей тоже волнует вопрос, возобновится ли наконец торговля с Россией. "С этим закрытием границы нас резали по живому, рушились связи, бизнес, — сетует живущий в Херсонской области Анатолий М. — Сотни фур просто встали на дороге, люди были в отчаянии. Сами посудите, куда девать грузовик помидоров? Что делать, если вы вложили в это все деньги? Овощи продавали за бесценок на каждом углу".

То, что украинские власти обустраивают пункты пропуска, собеседника РИА Новости не особо обнадеживает. "Пассажирское сообщение и не прерывалось. Можно сесть на маршрутку в любой момент, доехать до границы, там пересесть на другую и ехать дальше. У многих крымчан есть украинские паспорта — их и предъявляют нашим погранцам. Многие граждане Украины отдыхают на полуострове. Это знают все — в Киеве, Москве, Симферополе, Херсоне. Даже возобновление движения пассажирских поездов — это не решение всех проблем", — рассуждает Анатолий. Он подчеркивает: важнее всего — вода из Северо-Крымского канала и возможность торговли.

Крымский активист Геннадий Сивак задается вопросом: как на практике оживить железнодорожное сообщение с Украиной? "Последняя станция перед Крымом — Новоалексеевка. Насколько я знаю, "активисты" там еще в 2014-м разобрали рельсы. Кто даст гарантию, что они не помешают ремонтникам? Что снова не растащат железнодорожные пути? — говорит собеседник РИА Новости. — Даже если в Киеве скомандуют восстанавливать железнодорожное сообщение, пока это нереально. Это как с "формулой Штайнмайера": формально все правильно, но вы представляете себе Порошенко, агитирующего в центре Донецка? Так и я не могу представить украинский поезд в Крыму. Пока не могу".

Несмотря на запрет авиационного, автобусного и железнодорожного сообщения, число приезжающих в Крым украинцев постоянно растет: если пять лет назад было порядка 450 тысяч человек, то в 2018-м — миллион. А в нынешнем сезоне еще больше. Как отмечали ранее в пресс-службе Минтуризма Крыма, никаких проблем и дополнительных требований при прохождении пограничных пунктов к украинским туристам, как и к туристам из других стран, не предъявляется. Полуостров открыт и готов к приему туристов из всех стран мира, в том числе с Украины.

______________________

*Экстремистская организация, запрещенная в России.