Ещё

Поворот к авторитаризму. Обзор политических событий на Украине с 30 августа по 5 сентября 

Поворот к авторитаризму. Обзор политических событий на Украине с 30 августа по 5 сентября
Фото: Украина.ру
Само по себе стремление каждого следующего президента получить какой-то задокументированный кусок власти (не отличился этим только Порошенко — он старался не оставлять документированных следов своего произвола) для  является нормой. Но в данном случае дополнительным элементом риска является отсутствие у Зеленского сильной оппозиции.
Изменения в Конституцию
3 сентября началась вторая сессия Рады 9-го созыва (первая сессия уместилась в один день, 29 августа).
Парламент принялся за глубокое реформирование Конституции.
В целом были приняты изменения в Конституцию относительно отмены депутатской неприкосновенности («за» — 373).
У депутатов ряда фракций («Европейская солидарность», «За будущее») были сомнения в том, что им действительно будет сохранена неприкосновенность за парламентскую деятельность, а также в том, что при принятии проекта были соблюдены регламентные нормы. Тем не менее, за проект не голосовала только фракция «Оппозиционной платформы».
В Конституционный суд были отправлены законопроекты:
— о ликвидации адвокатской монополии (была введена в 2016 году с отсрочкой до 2023 года; «за» — 337);
— о праве президента создавать регулятивные органы и назначать глав ГБР и НАБУ («за» — 282);
— о законодательной инициативе народа («за» — 338);
— об уполномоченных Рады («за» — 298);
— об уменьшении состава Рады и закреплении пропорциональной системы («за» — 258);
— о дополнительных основаниях для лишения депутатских полномочий (за прогулы и неличное голосование; «за» — 279);
— о вспомогательных органах Рады («за» — 264).
Большинство этих проектов направлены на расширение возможностей президента для контроля над депутатами и вертикалью власти. Идея законодательной инициативы народа особенно хороша тем, что чётко раскрывает именно авторитарную составляющую характера нового президента — править, по возможности, в обход официальных институтов, в режиме прямой связи народа и лидера.
Впрочем, даже и до вступления в силу конституционных поправок, уже напоминает «взбесившийся принтер», печатающий всё, что подаст Офис президента. Правда, по результатам голосований есть основания полагать, что многие из предложенных президентом проектов второе чтение всё же не пройдут. В частности, не голосовали за сокращение численности депутатов «Оппозиционная платформа», «Европейская солидарность», «Голос», «За будущее» и большинство нефракционных депутатов. Резерва в 42 голоса у «Слуги народа» нет (максимум — 25). Так что это изменение можно принять только путём защемления депутатских пальцев в двери… Или провести референдум, как это уже было в 2000 году.
Правительство
Премьер-министр изложил планы правительства на ближайшее будущее.
Во-первых, он планирует обеспечить «рост ВВП в первый год на 5%, а на протяжении следующих четырех — минимум на 7%, что приведёт к созданию 1 млн рабочих мест в последующие пять лет».
Во-вторых, в его планах восстановление 24 тыс. км дорог, 15 аэропортов и пяти морских портов, запуск внутренних водных путей, покрытие территории Украины скоростным интернетом.
В-третьих, он намерен повысить прожиточный минимум и снизить коммунальные тарифы.
В-четвёртых — заняться экологией, «поддерживать развитие возобновляемой энергетики и сокращать энергорасходы».
В-пятых, начать строить «государство в смартфоне». «2020‑й будет годом цифровизации страны. С 1 октября правительство уже планирует отказаться от бумажного документообмена между государственными органами власти».
Кроме того, «до конца года мы планируем завершить полную инвентаризацию страны».
Понятно, что формат интервью не даёт пространства для конкретики, но, похоже, конкретики этой и нет. Сразу обращают на себя внимание два момента.
Во-первых, отсутствуют упоминания о том, за счёт каких отраслей и какими методами будет обеспечен запланированный рост.
Возникает впечатление, что за счёт строительства инфраструктуры, например — методами, которые применялись в гитлеровской Германии и рузвельтовских США. Но это маловероятно — ведь премьер у нас либертарианец, а не кейнсианец.
Во-вторых, отсутствует упоминание о масштабной приватизации и об открытии рынков, которые обещаются.
Вряд ли последнее случайно. Скорее всего, премьеру объяснили, что говорить на токсичные темы пока не стоит.
Относительно отдельных пунктов тоже есть вопросы.
Вот, например, во втором пункте отсутствуют два существенных момента: где найти пассажиров для пятнадцати аэропортов, и почему не упомянута железная дорога (а ведь говорилось о её приватизации…)? И вообще, уж очень попахивает Омеляном, хотя без медведей и памятников Слипаку.
По третьему пункту возникает впечатление, что задачей правительства является сокращение до минимума коммунальных субсидий. Кстати, эта цель реальна, а вот повышение уровня жизни и снижение тарифов обеспечить трудно.
В четвёртом пункте вообще всё поставлено на голову. Если подходить к энергетике с этой стороны, то Украина, вполне вероятно, скоро станет импортёром электроэнергии. А если говорить об экологии, то главным фактором загрязнения у нас являются не ТЭС, а автомобили.
Относительно пятого пункта есть совершенно чудесный опыт Леонида Черновецкого, который в бытностью свою киевским мэром подписал, кажется, только один документ — о своём назначении…
Правительство уже сделало решительный шаг — дало согласие президенту на отстранение от должности главы Киевской городской государственной администрации.
Напомним, что в Киеве мэр совмещает два поста — председателя Киевсовета (избирается на прямых выборах) и главы КГГА (назначается президентом). Первый олицетворяет представительскую власть, второй — исполнительную.
Опыт разделения постов на Украине уже был — в 2010 году президент , в связи с самоотстранением мэра Черновецкого (он действительно уехал с Украины), назначил главой КГГА , который фактически руководил городом до начала 2014 года.
Судя по всему, новая власть пошла именно путём Януковича. Впрочем, дискутируется ещё вопрос относительно перевыборов в Киеве, Днепропетровске и, возможно, ещё нескольких значимых городах. Провести такие выборы можно простым решением парламента. Как показывает опыт , обеспечившей проведение досрочных выборов в Киеве в 2009 году, — найти основания довольно просто.
Вопрос относительно проведения досрочных местных выборов вроде бы с повестки дня снят, президент не внёс предложений об изменении Конституции, которые бы могли юридически обеспечить проведение перевыборов (речь идет о давно запланированном внесении в Конституцию норм о децентрализации; мешает, видимо, увязка этих норм с особым статусом ОРДЛО).
Нацсовет и NewsOne
Нацсовет по ТВ и радиовещанию обратился в суд с просьбой отозвать лицензию оппозиционного канала, на основании выявленных в словах гостей (!) программ призывов к межнациональной розни (интересно, что проверок канала «Прямой» и деятельности Матвея Ганапольского никто не проводит…). Кроме того, совет готовит проверку канала «ЗiK», также входящего в медиахолдинг .
Собственно, уже заявлял о том, что его беспокоит Медведчук как политический оппонент, а бороться с ним он намерен расследованием финансирования «Оппозиционной платформы» и телеканалов. Судя по всему, назначенные прошлой властью чиновники совета решили подыграть президенту, начав давление с другой стороны.
Возможно, впрочем, что целью инициативы было принудить президента к более последовательной антироссийской позиции. А возможно — то и другое вместе.
Второй момент особенно сильно проявился благодаря тому, что решение Нацсовета совпало с жёстким заявлением , но был ли тут какой-то умысел сказать трудно — похоже, что в Нацсовете о выступлении Путина не знали (даже при том, что во Владивосток прилетел Медведчук, ожидать упоминания украинской тематики не было оснований — на Дальнем Востоке своя проблематика), а узнав, не смогли или не захотели скорректировать своё решение.
Теперь всё зависит от позиции президента (в принципе, возможности отфутболить инициативу совета на уровне суда у Офиса президента есть). Злые языки уже говорят, что в президентском кабинете идёт борьба Зеленского с Голобородько и следом за запретом NewsOne может последовать запрет сериала «Слуга народа»…
Заявления Путина
Выступая на Восточном экономическом форуме, Путин сделал два заявления, касающиеся Украины.
Во-первых, готовится масштабный обмен пленными, переговоры, в которых участвуют не только официальные инстанции (прямым текстом был назван Медведчук), находятся на финальном этапе.
Во-вторых, «если власть начнёт с преследования оппозиции, то ничего хорошего не получится. Было бы странно, если бы началось какое-то закручивание гаек, было бы большой ошибкой, если бы предпринимались попытки мешать реализации их конституционных прав».
Собственно, тут целый воз сигналов для Украины. В частности, сделан мягкий выговор Зеленскому (по заявлениям украинских правозащитников, обмен не состоялся из-за неподписания им согласованного ранее указа о помиловании) и указано, что переговоры об обмене, в том числе и официальные, ведутся с участием Медведчука. Ну и прямое предупреждение, что попытки устранить Медведчука из украинского политического поля приведут к тому, что межгосударственный диалог прекратится и Зеленский не сможет отчитаться о прекращении конфликта.
Это — сильный сигнал, поскольку деэскалация ситуации (пусть и без восстановления территориальной целостности) нужна не только Зеленскому, но и Коломойскому, который сейчас тоже ищет каналы для диалога с Москвой.
Насколько можно понять, интерес Коломойского состоит в том, чтобы по хорошей цене приобрести государственные активы (и, возможно, землю), а потом по рыночной цене загнать их транснациональным корпорациям. При этом логично ожидать, что отсутствие позитивных сигналов о нормализации ситуации на Донбассе сформировать рыночную цену не позволит (Коломойский, кажется, действительно не понимает, что западные инвесторы не из-за войны на Украину не идут, а из-за того, что это, кажется, единственная постсоветская страна, ухитрившаяся за 28 лет не восстановить ВВП 1990 года).
Зеленский же оказался в безвыходной ситуации: если он идёт на поводу у Нацсовета и собственных намерений устранить Медведчука — то ему придётся вступить в конфликт с Путиным, а если отреагировать на Путина — то с националистами (включая, например, ). Как жить?
P. S. : Зеленский не станет диктатором. Ему не на что опереться.
Государственный аппарат находится в полуобморочном состоянии и не любит влезать в политические противостояния (зная, что вчерашний оппозиционер завтра может оказаться властью), а националисты могут воспользоваться предложением «навести порядок» только для последующего «равноудаления» самого Зеленского.
Но его диктаторские замашки кровь попортят многим.
Спецназ взял штурмом дом вора в законе
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео