Ещё

Трансформация национальной идеи: чем бы украинское дитя не тешилось, лишь бы не воевало 

Трансформация национальной идеи: чем бы украинское дитя не тешилось, лишь бы не воевало
Фото: Украина.ру
По случаю презентации вместительного сборника эссе целого пула разнокалиберных авторов Олесь Доний стал Олександром. Приурочил он сие событие к своему 50-летию. Это ж только вдуматься: он и его ровесники были участниками той самой «революции на граните», которая свернула национальный курс с цивилизованного — эволюционного — пути… Но теперь он и его со-спикеры (как бы это ни звучало) претендуют на статус интеллектуальной элиты страны.
Часть этих авторов присутствовала в зале, часть даже удостоилась выступить перед собравшимися. Именинник (который скромно именовал себя упорядником сборника, по чему было ясно — порядка в нем изначально было маловато) разделил время на три блока: первый назвал президентским и предоставил слово и .
Украинский грузин говорил, как всегда обо всем сразу, в том числе: «Я сейчас возвращаюсь в Одессу, но хочу сказать, где я недавно был:  — город абсолютно мирового значения! А  — украинская , но как она выглядит убого? Почему литература на русском не может быть украинской частью мирового культурного наследия?  — следующая сверхдержава Европы и должна диктовать следующие горизонты Европы на многие десятилетия вперёд. Она обречена быть отличником, чтобы существовать».
Леонид, который Макарович, о предыдущем ораторе выразился как политический аксакал — и мудро, и упрекнуть не в чем: «Саакашвили — це явище». То есть — явление. Саакашвили, правда, выбрал уже все лимиты как на явления, так и на пришествия — по крайней мере, в украинскую политику — но продолжает пугать девственниц демократии своей дееспособностью.
В этом с первым президентом Украины надо согласиться. А вот с остальным можно и поспорить: «Я жил в трех оккупациях: в немецкой, польской, советской, российской. И я видел как живёт человек, когда он не хозяин на своей земле. И я воспитал в себе ненависть к насилию». Не споря с тем, как жил не-хозяин Кравчук — первый секретарь ЦК Комунистической партии Украины — хочется проверить, так сказать, баланс: так в трех оккупациях жил бедолага или в четырех? Наверное, за четвертой — российской — ездил аж в  в Академию общественных наук при . Это чтобы гнобителям было сподручнее гнобить носителя национальной идеи. Про которую пан Кравчук выразился, в итоге, кратко, уподобляясь тосту: «Национальная идея для многих — мы должны жить лучше». Дальше опять пошли аппаратные игры с вопросами типа: «Но кто такие мы? Украина — это равные условия для всех, независимо от этнического происхождения. Если будем делить — ничего не выйдет. Национальная идея не может быть принята всеми, если выработана где-то». И тут-то поставить точку седовласому, но нет — понесло рассказывать, что в Донецке нет ни слова про Украину прямо с первого класса (хотя знающие люди бают — даже в конституции ДНР записаны русский и украинский языки как государственные, и памятник Шевченко регулярно чист и в цветах, и в репертуаре филармонии украинский культурный контент присутствует). И опять про раковую опухоль Донбасса вспомнил Кравчук, которую — по словам классика украинской советской литературы Олеся Гончара — надо отрезать. Сказал оратор, на всякий случай, что не разделяет, конечно, Гончара, но зачем же опять и снова цитирует того, кого не разделяет? Кажется, что со временем Кравчук все более сравнивается по беллетризму с Грушевским — скоро уже и не поверится, что они не ровесники.
Второй блок презентации Доний назвал визионерским, пригласив на сцену тех, кто видит (или делает вид, что видит) Украину будущего. сразу признался, что сам бы хотел познакомиться с тем, кто видит будущее Украины. Но отметил: главное то, что национальная идея трансформируется!
Сергей Гайдай вспомнил юность, джинсы и понимание того, что с СССР что-то было не так, если джинсов не было. И единый путь, который приближал его тогда к заветному коттону с денимом — это загранплавание. Какое это прошлое имеет отношение к украинской национальной идее Сергей не объяснил, но сделал ударение: «Про будущее надо думать — это первое». А еще вдохновил: «Нас ничто не удерживает сделать великий прыжок. Мы единая нация, которая может жить без державы. У нас даже слова такого нет, держава — это русское слово. Так, может быть, нам она и не нужна? Абсолютная свобода от власти. Правительство может остаться, а власти может не быть». Наверное, не позавидуешь будущим морякам, грезящим о загранплавании: без своего государственного флага кому ты нужен? А если согласен под чужим ходить — на кой тебе своя национальная идея? Пользуйся чужой!
И тут пришел черед Сергея Дацюка, который в последнее время отличается довольно воинственной риторикой. Вот что он почти дословно сказал: «Если не будет уникальной национальной идеи — нет смысла жить. Наша национальная идея выходит из забытья: мы фронтирная нация! На нас нападали — мы отвечали, вплоть до захватов. И это была инновация! Киевская Русь — инновация. ВКЛ (Великое Княжество Литовское) — такая же инновация! Российская империя — это тоже украинская инновация! Объединение возможно на принципах ценности, надо не ограничивать себя рамками, действовать масштабно и задумывать что-то большее, чем страна — например, Украинскую Европу».
Тут сразу вспомнился Свирид Петрович Голохвастов, тоже любил порассуждать свысока — видимо, у киевлян это в крови, жизнь на холмах настраивает.
Закончил Дацюк совсем неполиткорректно: «Потому что сейчас не Европа, а дурня там слошная». Благо, что значения этот философ такого не имеет, что бы привело к ноте протеста со стороны . Но привело к возражению из зала — с места был против всех: «Украинская держава была всегда — Киевская Русь, конфедерация в составе ВКЛ, державность практически на всех этнических украинских землях у Богдана Хмельницкого. Потом почти до конца XVIII века ещё была в каком-то виде». Украинская держава была во времена Руси — Киева, Новгорода, Чернигова и пр. удельных княжеств? И во времена, когда литовский князь сажал на Замковой горе своего наместника — тоже была? А уж как она была после Переяславской Рады!
"Аут, класс игры невысокий" — говорил в таких случаях , глядя в окно на игроков лаун-тенниса. То же пора сказать про доморощенных производителей национальных идей. Которых, кстати, было в многострадальной Украине столько, что порой им становилось тесновато в политическом дискурсе — парадигма, видать жала. Так она прижала сто лет назад — руками Петлюры и Винниченко — Гетьмана Скоропадского. Так она прижала уже сейчас — голосами за Зеленского и «Слугу народа» — Порошенко и БПП. И это не последний отжим.
Третий же блок презентации Олесь Доний посвятил себе. Вернее, собственному анализу трансформации национальной идеи. Время было уже позднее, в Украинский Дом коварно заползал столичный зной, а анализ насчитывал аж 25 пунктов. Благо, что первый звучал так: «Думай критично». Поэтому на нем можно и заканчивать. Ибо, какими бы не были следующие пункты, пока не выполнен первый — трансформировать то, чего нет, невозможно.
В детских завтраках нашли токсины: чем они опасны
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео