Войти в почту

День ВМСУ: как формировался и во что превратился украинский флот

Сегодня, 2 июля 2019 года, Украина отмечает День Военно-морских сил страны. Эта дата введена в 2015 году указом экс-президента Петра Порошенко. Украина.ру вспоминает историю формирования ВМСУ и анализирует их современное состояние

День ВМСУ: во что превратился украинский флот
© © пресс-служба ВМС ВСУ

История создания ВМСУ

Предпосылкой к созданию Военно-Морских Сил Украины стало обращение первого Президента Украины — Леонида Кравчука к военнослужащим группировок войск, базировавшихся на украинской территории, в котором отмечалось, что они входят в состав Вооруженных Сил Украины, а личному составу необходимо до 20 января 1992 принять военную присягу на верность народу Украины.

Часть моряков Черноморского флота с этим согласилась: 18 января 1992 года военнослужащие 3-й школы водолазов ЧФ под руководством капитана 3 ранга Клюева А.В. приняли присягу на верность народу Украины. 26 января приняла присягу 17-я бригада кораблей охраны водного района Крымской военно-морской базы (командир — капитан 2 ранга Шалит Ю.В.), а 22 февраля — 880-й отдельный батальон морской пехоты ЧФ (командир — майор Рожманов В.Г.).

7 апреля командующим Военно-Морских Сил Украины был назначен контр-адмирал Б.Б.Кожин. 10 апреля создан организационную группу по формированию командования ВМС. 17 апреля принес присягу личный состав соединения специальных операций (Очаковский гарнизон, командир — капитан 1 ранга Карпенко А.П.). 11 июля 1992 Военную присягу приняли военнослужащие сорок первого школы младших специалистов связи в Николаеве, а 21 июля в состав ВМС вошел сторожевой корабль СКР-112 (17-й бригады кораблей охраны водного района Крымской ВМБ) во главе с командиром — капитан-лейтенантом Настенко С.В.

28 июля 1992 был поднят Государственный флаг Украины на первом корабле, построенном для ВМС Украины — корабле управления «Славутич». В июне 1993 года начал ходовые испытания корвет «Луцк», построенный на заводе «Ленинская кузница» в Киеве, а в конце месяца был поднят флаг и на ДКВП «Донецк». 14 июля 1993 с Керченского судостроительного завода «Залив» в Севастополь прибыл фрегат «Гетьман Сагайдачный». 1 июля 1993 под Севастополем был сформирован первый батальон морской пехоты ВМС Украины.

Определяющим по созданию ВМС Украины стал 1995 год. Так, с марта по май 1995 года в состав ВМС Украины вошли военные части и соединения Измаильского и Очаковского гарнизонов. А в декабре 1995 — феврале 1996 в состав ВМС Украины приняты корабли и части Донузлавского гарнизона.

С 29 июля по 1 августа 1996 состоялись первые оперативно-тактические учения Военно-Морских Сил Украины «Море-96» под флагом Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины. В учениях приняли участие 10 кораблей (в том числе фрегат «Гетьман Сагайдачный», малый разведывательный корабль «Симферополь» и ЖК «Прилуки», БДК «Константин Ольшанский», КРО «Чернигов», «Луцк», «Хмельницкий», «Винница») ВМС Украины, авиация и морская пехота.

Конфликт с РФ. Соглашение о разделе Черноморского флота

Немаловажным аспектом, вокруг которого развивалось противостояние между Украиной и Россией, стал вопрос раздела Черноморского флота СССР. Каждая сторона стремилась подчинить его себе. В 1992 году Кравчук издал указ «О неотложных мерах по строительству Вооруженных Сил Украины», которым предусматривалось сформировать Военно-Морские Силы Украины на базе сил Черноморского флота, дислоцированных в Крыму. В ответ президент РФ Борис Ельцын объявил Черноморский флот СССР собственностью России.

В сентябре 1993 года президенты достигли предварительного договора о разделе ЧФ поровну и совместном использовании инфраструктуры, но под давлением оппозиции президент Кравчук от него впоследствии отказался.

Ситуация зашла в тупик. Затянувшийся раздел имущества стал приобретать взрывоопасный характер. В апреле 1994 года украинские десантники штурмом взяли сооружения на военно-морской базе в Одессе. Также было зафиксировано несколько других попыток Украины переподчинить себе военные объекты, где служили российские офицеры.

В итоге противорчения удалось сгладить после подписания 9 июня 1995 г. соглашения, которое определило параметры раздела Черноморского флота. Россия отказалась от заявленных ранее требований признать Севастополь главной базой Черноморского флота. При этом РФ получала право оставить в Севастополе штаб и поднять Андреевский флаг над 81,7% кораблей. В свою очередь, Украина ограничивала численность военнослужащих и количество вооружений на своей территории. Так, численность личного состава ВМФ России не могла превышать 25 тыс. человек. За аренду военной инфраструктуры полуострова РФ обязывалась платить $98 млн.в год.

28 мая 1997 года в Киеве были подписаны межправительственные соглашения, которые закрепляли ранее достигнутые договорённости и детально прописывали статус и условия пребывания Черноморского флота России в Крыму. Военно-Морским Силам Украины было передано 43 боевых корабля, 132 судна и катера, 12 самолетов, 30 вертолетов, 227 береговых объектов, а также большое количество техники, вооружения, боеприпасов и другого имущества. Большая часть техники была либо списана, либо законсервирована.

Крайне негативное отношение к российскому флоту выявляли прозападные политические силы страны. Во время президентства Виктора Ющенко даже поднимался вопрос о переносе базы ЧФ в Новороссийск. Но до этого не дошло, поскольку при Януковиче в 2010 г. были подписаны Харьковские соглашения, согласно которым аренда севастопольской базы продлевалась до 2042 года, а Украина получала скидку на газ.

В принципе сосуществование флотов двух государств в Крыму проходило, временами хоть и напряженно, но обходилось долгое время без каких-либо драматических инцидентов.

Ситуация изменилась после государственного переворота в феврале 2014 года. Жители полуострова отказались признать новую власть, полученную нелегитимным способом, заявили о своем желании вернуться в состав РФ.

От крымского референдума до керченской провокации

Ситуация обострилась, когда накануне референдума о самоопределении Крыма, база военно-морских сил Украины в Донузлаве была заблокирована силами Черноморского флота РФ.

19 марта в Севастополе силами местной самообороны был взят штурмом штаб ВМС Украины, задержан находившийся там командующий Сергей Гайдук, которого освободили после вмешательства главы Минобороны РФ Сергея Шойгу. Украинские корабли «Винница», «Константин Ольшанский», «Кировоград», «Черкассы» и «Чернигов» вышли на середину Донузлава, пытаясь вяло сопротивляться, но позже либо причалили к берегу, либо были задержаны без боя. Андреевские флаги подняли восемь украинских боевых кораблей, три катера и пять судов обеспечения. Личный состав ВМСУ не желал воевать. Более того, по данным украинских СМИ, по состоянию на конец апреля 2014 года более 6000 военнослужащих ВМСУ получили российское гражданство, перейдя на службу в ЧФ РФ.

В 2015 году часть кораблей и техники была передана Украине. По состоянию на сегодняшний день в Крыму остались 17 кораблей и судов обеспечения: подводная лодка «Запорожье», корабль управления «Славутич», большой десантный корабль «Константин Ольшанский», тральщики «Чернигов» и «Черкассы», а также корветы «Тернополь», «Хмельницк» и «Приднепровье». Президент России Владимир Путин неоднократно подчеркивал готовность отдать их Киеву, но украинская сторона не желала их принимать из-за «неудовлетворительного технического состояния». Большая часть данных судов сейчас малопригодна для использования и нуждается в ремонте.

В связи с непризнанием Украиной российского статуса Крыма, между двумя странами развивается конфликт, связанный с использованием акватории Черного и Азовского морей.

В феврале 2018 г. украинский МИД подал в Международный трибунал ООН меморандум о якобы имеющем место нарушении Россией положений Конвенции ООН по морскому праву, а именно суверенных прав Украины в Чёрном и Азовском морях, а также в Керченском проливе.

В марте 2018 г. Украиной было задержано российское рыболовное судно «Норд», капитану которого выдвинули обвинение в незаконном посещении Крыма «с целью причинения вреда государственным интересам». Москва сочла действия Киева «морским терроризмом» и усилила пограничные досмотры в своей части Азовского моря.

Наиболее опасный инцидент имел место 25 ноября 2018 г. в Керченском проливе. Российские пограничники задержали три украинских корабля, следовавшие из Одессы в Мариуполь. Бронированные катера «Бердянск», «Никополь» и буксир «Яны Капу» без разрешения пересекли российскую границу и не реагировали на требование остановиться, из-за чего по ним открыли огонь. В результате были арестованы 24 украинских моряка, которые сейчас находятся в СИЗО в Москве. Данную ситуацию спровоцировало бывшее руководство страны во главе с экс-президентом Порошенко, который надеялся с помощью введения военного положения отсрочить очередные президентские выборы, но из-за сопротивления в Раде и позиции Запада.

Киев активно безуспешно пытался апеллировать к странам Запада и международным структурам, пытаясь добиться усиления санкций против РФ, а также грозил разорвать договор с Россией о сотрудничестве в использовании Азовского моря. Неудачей обернулось и история с постановлением Международного трибунала по морскому праву, судьи которого 25 мая этого года вынесли предписание о необходимости освобождения моряков и возвращения Украине арестованных кораблей. Однако в Москве отказались признать юрисдикцию трибунала в данном вопросе, настаивая на неприменимости конвенции по морскому праву к данному спору. Решение вопроса с моряками откладывается из-за уголовного дела за незаконное пересечение границы РФ, а его трибунал прекратить не обязывал. Президент России Владимир Путин на пресс-конференции по итогам саммита G20 призвал решить проблему спокойно в рабочем порядке.

«Мы спокойно в рабочем режиме этот вопрос решим. У нас есть вопросы по некоторым людям, которые задержаны на Украине. Они (моряки) исполняли просто приказ, мы отдаем себе в этом отчет, но они нарушили российский закон. Поэтому нужно спокойно в рабочем режиме с этим разобраться», — отметил российский лидер.

Скорее всего, после того как суд вынесет свой вердикт в их отношении, будет достигнута политическая договоренность об их обмене на граждан РФ, содержащихся в украинских тюрьмах по политическим обвинениям.

Деградация и катастрофическое современное состояние украинского флота

Могущество советского флота основывалось не только на использовании бухт и аэродромов Крыма. Огромное стратегическое значение имела расположенная в Николаеве верфь, где строились авианосцы, корабли первого и второго рангов. Всё это богатство досталось Украине, но фактически оно деградировало, ибо использовать его грамотно власти не сумели. Большая часть кораблей ВМСУ сейчас находится в удручающем техническом состоянии, что признают даже украинские эксперты. В частности, руководитель Украинского военного центра Тарас Чмут в конце 2018 г. оценивал состояние ВМС Украины как «катастрофическое».

Базирование ВМС Украины осуществляется на двух точках. Западная военно-морская база в Одессе — основная база ВМС Украины, и Южная военно-морская база в Николаеве — перемещена из залива Донузлав в Крыму после 2014 года. Азовская военная морская база пока находится в стадии строительства в Бердянске с дополнительными пунктами базирования в Мариуполе и Геническе.

Из крымской группировки в состав ВМС Украины вернулись четыре боевых корабля, 12 судов обеспечения и 15 катеров. Украинский флот обладает лишь 30% своего потенциала, в сравнении с ситуацией до Майдана.

«Гетьман Сагайдачный», построенный по проекту советских времен, фактически стал единственным новым крупным боевым кораблем ВМСУ. Его назначение — сторожевой корабль, он единственный может обнаруживать подводные лодки, но противолодочное вооружение значительно устарело. В 2016 году «Сагайдачный» прошел модернизацию в части навигационного оборудования. Также он обладает ограниченным ПВО малого радиуса действия. Фрегат не предназначен для самостоятельных действий, поскольку не обладает противокорабельными ракетами и ПВО среднего радиуса действия, а его возможности по противолодочной обороне не востребованы в условиях Черного моря.

Второе место в рейтинге боевых возможностей украинского флота занимает корвет «Винница», прошедший ремонт в августе прошлого года. По классификации НАТО, это малый противолодочный корабль, обладающий только артиллерийским и противолодочным оружием.

Одним из ведущих судов флота также средний десантный корабль «Юрий Олефиренко», спущенный на воду в 1970 году и предназначен для высадки десанта.

В состав флота входят ракетный катер «Прилуки» и десантный катер «Сватово», которые сейчас на ремонте, а также 10 артиллерийских катеров.

С 2015 года Киев сделал акцент на экспорт морских вооружений из стран НАТО, поскольку у Украины просто нет средств для серьезных вложений в строительство военно-морского флота. Украинские заводы и верфи могут строить только боевые суда малого класса.

В течение 2016-2018 годов, впервые за много лет состав украинского флота пополнили шесть построенных малых бронированных артиллерийских катеров. Среди них — арестованные российской стороной после «керченского инцидента» «Никополь» и «Бердянск». В сентябре прошлого года в Киеве на заводе «Кузница на Рыбацком» были построены и введены в эксплуатацию два десантно-штурмовых катера проекта «Кентавр». Все это является модификацией катеров типа «Гюрза». Еще два патрульных катера класса «Island» в прошлом году передали Украине США, но они еще не доставлены в страну. По некоторым данным, прибытие «Айлендов» ожидается до конца года.

Помимо перечисленного выше, ВМС Украины располагает более 40 судов вспомогательного флота (учебные, рейдовые и противопожарные катера, буксиры и др.). Впрочем, какой-либо серьезной военной силы они не представляют.

Основные ресурсы украинского флота остались в Крыму. «Это и морская авиация, береговые ракетные комплексы, морская пехота, войска береговой охраны, это связь, инженерные войска, водолазы, радиотехнические войска и подразделения и так далее», — утверждал эксперт Тарас Чмут.

По его словам, только фрегат «Гетьман Сагайдачный» имеет способность уничтожать корабли противника, причем исключительно в контексте вспомогательных судов или подводных лодок. Причиной этому незавидному положению является недостаточное финансирование ВМСУ, которым не уделялось должное внимание.

Учитывая вышеизложенное, украинский флот и близко не может соперничать с российским, где потенциал только береговой охраны превышает боевые возможности ВМСУ в целом. Поэтому проводить самостоятельные морские операции Киеву не по плечу. Это прекрасно понимают у нового президента Зеленского, который отказался от тактики мелких провокаций на Черном и Азовском морях,которые происходили по инициативе его предшественника.